Социальная проблема сиротства в Республике Беларусь
Одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем в нашей стране, как и на всем постсоветском пространстве, является проблема социального сиротства.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Основные причины современного сиротства состоят в следующем: во-первых, это добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения – в легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети, «забытые» в клиниках или проданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав; и в-третьих, утеря родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции. По последним данным, которых насчитывается около 10 тыс. человек.
Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.
Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.
Дети-сироты характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности:
• неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
• нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
• низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
• слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
• неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
• несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;
• склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты
Как показывает статистика – в 2007 году навсегда расстались со своим сиротским статусом 539 мальчиков и девочек - впервые с 90-х годов прошлого века в республике был преодолен психологический рубеж в 500 усыновлений. Для сравнения: в 2006 году в семьи белорусских граждан были устроены 337 детей, в 2005-м – 369 детей.
В прошлом году среди регионов республики лидирующую позицию по количеству усыновлений занимала Гомельская область - 103 ребенка обрели свою новую семью, родной дом. "А Гомельский дом ребенка расстался с половиной своих воспитанников - усыновлены 85 малышей". В Брестской области количество усыновлений достигло 97 случаев, в Минской области - 86 случаев. В Минске обрели семью 79 сирот, в Могилевской – 70 случаев, в Гродненской – 65 случаев. На нижней ступеньке этого своеобразного рейтинга - Витебская область (37 усыновлений). А 8 семей в прошлом году усыновили сразу по двое детей.
Так же можно отметить, что значительно изменился социальный портрет усыновителя. Если в 2007 году преобладали представители силовых ведомств (военные, пограничники, милиционеры, таможенники, сотрудники госбезопасности, МЧС), то в 2008 году больше стало инженерно-технических работников. Изменения произошли и в образовательном уровне - большинство усыновителей имеют высшее образование (в некоторых регионах их почти 80%). Преимущественно усыновители относятся к категории людей со средним достатком.
В последние годы несколько расширились возрастные границы усыновления. Более 300 усыновленных детей - в возрасте до 3 лет. В 2008 году был редкий случай усыновления 12-летнего мальчика. Практика показывает, что шансы найти новых родителей у старших ребят невелики. Однако в стране динамично развивается институт приемной семьи, который ориентирован как раз на жизнеустройство детей старше 5 лет.
Что касается семейного положения усыновителей, то 95% из них - семейные пары, остальные - одинокие женщины. Причем 40% усыновителей имеют своих детей, и их желание взять в семью малыша, дать ему не только родной кров, но и обогреть любовью объясняется не бездетностью, а гуманизмом высшей пробы. В настоящее время в Республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывается около 13,5 тыс. ребят (из них 9 тыс. детей в возрасте до 18 лет находятся в интернатных учреждениях, 4,5 тыс. - воспитываются в замещающих неродственных семьях). В 2007 году три белорусских ребенка были усыновлены гражданами Италии, еще два - гражданами России, постоянно проживающими на территории нашей страны. Так же можно привести следующие статистические данные:
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РБ (человек)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за год |
5151 |
4752 |
4685 |
4123 |
из них устроено: |
||||
в дома-ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа, детские деревни |
1516 |
1266 |
1206 |
1089 |
под опеку (попечительством), на усыновление |
3127 |
3029 |
3113 |
2647 |
в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение |
172 |
140 |
134 |
199 |
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях |
11315 |
10416 |
9799 |
8972 |
в том числе: |
||||
домах ребенка |
1063 |
1034 |
926 |
781 |
детских домах |
2345 |
2201 |
2023 |
2078 |
школах-интернатах общего типа |
44825 |
4382 |
4367 |
3803 |
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях |
||||
под опекой (попечительством) |
16451 |
17697 |
17797 |
18149 |
на усыновлении |
9345 |
9294 |
9529 |
9513 |
В последние годы общество и государство уделяет этой проблеме самое пристальное внимание. Основным приоритетом развития правовой базы государственной семейной политики в Беларуси была защита прав и интересов детей. Дети – это будущее любой страны, любого общества, и каждый ребенок является его ценностью. В настоящий момент в Республике Беларусь насчитывается 1 674 300 детей, нуждающихся в защите государства. Признавая приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и важность международного сотрудничества для улучшения положения детей, Республика Беларусь в 1990 г. подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка.
Интернатные учреждения для детей РБ (начало учебного года)
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
|
Дома ребенка |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
В них детей |
1268 |
1302 |
1265 |
1134 |
1144 |
Детские дома |
32 |
32 |
32 |
29 |
29 |
В них детей |
2448 |
2428 |
2278 |
2101 |
2145 |
Детские дома семейного типа |
56 |
58 |
65 |
77 |
95 |
В них детей |
328 |
396 |
438 |
524 |
622 |
Дома-интернаты для детей инвалидов |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
В них детей |
1707 |
1643 |
1118 |
1081 |
1033 |
Школы-интернаты общественного типа |
62 |
60 |
60 |
61 |
55 |
В них детей |
9978 |
9349 |
8968 |
8707 |
7428 |
из них школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
34 |
33 |
32 |
34 |
31 |
в них детей |
5290 |
4787 |
4396 |
4238 |
3721 |
В 1991–1992 гг. были приняты законы «Об образовании в Республике Беларусь», «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
В 1993 г. в Беларуси, первой среди республик бывшего СССР, был принят закон «О правах ребенка», который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка.
В апреле 1995 г. утвержден «Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000 годы». В 1996 г. создана Национальная комиссия по правам ребенка, указами Президента Республики Беларусь утверждены «Основные направления государственной семейной политики» и программа «Дети Беларуси» на 1995 – 2000 годы.
В сентябре 1999 г. введен в действие новый Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье.
В октябре 2000 г. принят в новой редакции Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
В мае 2001 г. указом Президента Республики Беларусь утверждена программа «Дети Беларуси» на 2001 – 2005 годы.
В мае 2003 года принят Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В декабре 2003 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь утвержден «Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 – 2010 годы».
Во всех современных правовых государствах одним из важнейших прав ребенка принято считать право на жизнь в семье, с родителями и близкими родственниками, то есть право на семейное воспитание. Однако, к великому сожалению, далеко не все дети имеют возможность реализовывать данное право, закрепленное в статье 185 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь. Это объясняется тем, что в Беларуси, как, впрочем, и во всех странах мира, несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия, уклонения от выполнения своих обязанностей, отказа взять своих детей из родильных домов и иных учреждений.
Выпускники интернатных учреждений рано или поздно оказываются на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой – боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.
Именно в такой ситуации формируется четкая потребность в профессиональной социальной помощи, которая позволит подготовить выпускников интернатных учреждений к полноценной самостоятельной жизни, к созданию новой семьи, которой они были лишены под влиянием тех или иных факторов.
Так, например, существует модель социализации и семейной реабилитации детей-сирот. Данная модель социальной помощи реализуется поэтапно.
Первый этап является основным, так как в период проживания в детском доме (школе-интернате), реализуется основные программы по социализации и семейной реабилитации ребенка. Основная цель этапа сводится к адаптации детей к новым формам семейного воспитания и создание из детского сиротского сообщества «семью коллективного типа». Это необходимо, в первую очередь для обогащения жизненного, семейного опыты ребенка, через приобщение к разнообразным проявлениям жизни благополучной семьи.
Второй этап данной модели социальной помощи называется переходным. Также его можно назвать этапом продолженной опеки, когда выпускники детского дома (школы-интерната) делают первые шаги в самостоятельной жизни. На этом этапе важное значение имеют сложившиеся взаимодействия и отношения ребенка со взрослыми членами коллектива и участниками программ. На этом этапе выбор делает сам выпускник. Основная цель данного этапа сводится к сохранению у выпускников социально-нравственного здоровья в условиях переходного периода к самостоятельной жизни.
И здесь не мало важно создать условия поддержания установленных связей в среде детского дома (школы-интерната); продолжить работу по установившимся формам общения в рамках программы семейной реабилитации; оказывать консультативную социально-правовую поддержку выпускников для полноценной адаптации к новым условиям жизни.
Третий этап – заключительный, совпадает с окончанием выпускниками профессионального образования, получением возможности жить на своей площади, началом трудовой деятельности, для некоторых – этот этап может быть связан с рождением ребенка и созданием семьи. На данном этапе основной целью социальной помощи в социализации и семейной реабилитации является поддержка выпускников в сложных жизненных обстоятельствах. И здесь работа может включать в себя: посещение выпускников по месту жительства; оказание консультативной социально-правовой поддержки; работа с будущими мамами и молодыми семьями.
Как показывает опыт работы по данной модели социализации и семейной реабилитации детей-сирот, выпускники у которых установились личные взаимоотношения со взрослыми наставниками на первом и втором этапах более успешно входят в заключительный этап и начало самостоятельной жизни, а следовательно более подготовлены к самостоятельной жизни и к созданию новой семьи.
Еще одной формой социальной помощи выпускникам детских домов и школ-интернатов является, так называемые семейная модель воспитания и социализации детей-сирот.
Свое выражение она находит в практике приглашения детей в дома сотрудников детского дома – в «гостевую семью». Как правило, это осуществляется на выходные, праздничные и каникулярные дни. Здесь возможны индивидуальные и мало-групповые выезды. В основном это зависит от домашних условий и возможностей сотрудников. Благодаря данной форме социальной работы у детей расширяются социальные контакты, они видят образцы нормальных семейных отношений, между мужем и женой, ближайшими родственниками. В домашних условиях у детей складываются новые стереотипы поведения отличные от коллективных форм общения со сверстниками. Попадая в семьи сотрудников, у детей исчезает завеса некой таинственной жизни, которой живут другие люди в своих домах. Именно таким образом создаются оптимальные условия для формирования позиций о возможности благополучия семьи и семейных отношений, а также семьи как приоритетной ценности.
Кроме того, осуществляется помощь выпускникам в связи с рождением ребенка. Главная цель сохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти на помощь в трудный период самостоятельной жизни, что позволяет уменьшить вероятность повторения судьбы своих родителей. Безусловно, огромную роль в подготовке к будущей семейной жизни выпускников детских домов и интренратных учреждений играет социально-психологическая и социально-педагогическая помощь. Но также не мало важную роль в подготовке детей-сирот и выпускников интернатных учреждений к созданию их будущей семьи играет и материальная сторона. Ибо сегодня огромное количество молодых людей решаются на создание семьи только при наличии некой материальной базы (постоянной работы, жилья и др.). В случае детей-сирот за данную сторону социальной помощи отвечает социальное обеспечение и социальная защита. И здесь социальная помощь ориентируется на Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 2005 года № 73-3. В данном Законе закрепляются основополагающие права данной категории детей, которые являются приоритетными для формирования будущей самостоятельной жизни детей-сирот.
Так, например, закрепляется право внеконкурсного зачисления на обучение за счет средств республиканского или местных бюджетов в государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Также, благодаря данному законодательному акту определяется жилищный вопрос выпускников интернатных учреждений, то есть в Законе закрепляются гарантии на право внеочередного предоставления жилого помещения социального пользования, а также право во внеочередном получении льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства или приобретения жилья.
И, конечно же, не мало важным моментом в подготовке выпускников интернатных учреждений в образовании семьи является возможность трудоустройства и приобретения постоянного места работы. И здесь социальная помощь опирается на целевые государственные программы содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации детей-сирот.
Таким образом, необходимо отметить, что вся социальная работа с детьми-сиротами направлена, в первую очередь, на создание оптимальных и комфортных условий для подготовки их к будущей самостоятельной жизни вне того учреждения, где они провели свое детство. И наиболее приоритетным моментом здесь же является формирование мотивации на создание совей собственной семьи, благополучной семьи, которая бы отличалась от той, из которой ребенок попадает в детский дом или школу-интернат.
Так же необходимо отметить, что Президент РБ потребовал кардинального решения проблемы социального сиротства.
Глава государства Александр Лукашенко поручил доработать проекты программ «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы и уже в марте представить их на утверждение. Совещание по указанным документам прошло 8 февраля у Президента страны.
Как подчеркнул белорусский лидер, вопросы поддержки семьи, улучшения условий жизни юных граждан, охраны здоровья и содействия здоровому образу жизни детей в ближайшее время будут находиться в центре внимания государства. Он заявил также, что в стране будет проведено кардинальное совершенствование политики охраны материнства и детства.
В ходе совещания особое внимание было уделено проблеме социального сиротства. Президент потребовал ее кардинального решения уже в нынешнем году.
«В Беларуси сегодня более 30 тыс. детей-сирот. В большинстве - это социальные сироты при живых матерях и отцах. В 2005 году закончено расследование почти 10 тыс. уголовных дел, связанных с уклонением родителей от содержания детей. Этому надо в нынешнем году однозначно положить конец. Не должно быть детей, которых мы при живых родителях содержим за счет государства. За исключением тех случаев, если родители инвалиды или больны»,- подчеркнул Александр Лукашенко.
«Родители должны сами содержать своих детей. Если они по причине наркомании, алкоголизма не могут этого сделать, значит, эти родители должны быть помещены в соответствующие места, где они будут работать на пользу государства, а заработанные средства пойдут в детские дома, где мы будем содержать, воспитывать и обучать их детей. В этом году эта проблема должна быть переведена в плоскость конкретного решения. И не формально, а реально», - потребовал Глава государства.
Александр Лукашенко убежден, что необходимо постепенно переходить от интернатной к семейной форме воспитания детей-сирот. Он поручил продумать вопросы строительства в Беларуси детских деревень по 10-15 домов, в каждой из которых могут поселиться до 150 детей разного возраста вместе с воспитателями, которые должны стать для них фактически родителями. Заместитель Премьер-министра Беларуси Александр Косинец назвал «Дети Беларуси» самой успешной социальной программой, предметно решающей вопросы улучшения положения детей, обеспечивающей их социальную защиту. Проект программы на 2006-2010 годы, который был рассмотрен на совещании, является логическим продолжением программ 1998-2000, 2001-2005 годов.
- Проблемная ситуация
- Определение цели и задач исследования
- Объект исследования
- Гипотезы исследования
- Эмпирическая интерпретация понятий
Похожие статьи:
Характеристика Учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Городская
социальная служба"
В городе Ханты-Мансийске координирует и осуществляет деятельность по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслужив ...
Упраленческо-преобразовательные функции
Здесь мы подходим к следующей группе функций связанных с участием социолога в управленческо-преобразовательных процессах.
Суть управленческой функции заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки состояни ...
От науки – к утопическому проектированию
Подобно многим другим социальным мыслителям XIX в. Конт любил пророчествовать, и эта любовь естественным образом вытекала из фаталистской интерпретации социальных законов. Сегодня одни его предсказания выглядят наивными и смешными, другие ...