Пенсионная защита граждан Российской Федерации
Глубокий социально-политический кризис в современной России привел к серьезным последствиям прежде всего в социальной сфере, обнажив незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения условий его жизнедеятельности.
Пожилые люди принадлежат к наиболее незащищенным категории населения. Это довольно разнородная социальная категория.
В ее составе - около 95 % инвалиды труда, подавляющее большинство которых пенсионеры по старости.
Вновь избранный президент РФ Медведев Д. А. в своем выступлении отмечает, что: «Нам также необходимо грамотно выстроить эффективную пенсионную систему, которая действительно обеспечивала бы нашим людям достойную старость. Чтобы выход на пенсию перестал ассоциироваться с «концом жизни», с бедностью и социальной неустроенностью. Чтобы пенсии просто позволяли нашим гражданам жить по человечески. Все это вместе: и создание справедливого государства, и развитие сильного гражданского общества, и благополучие людей на мой взгляд, и есть та основа, вокруг которой можно строить рассуждения о национальной идеи [57, с. 16].
Актуальность темы исследования вызвана существованием в настоящее время ряда важных проблем, связанных с положением людей пожилого возраста, разрешение которых имеет очень важное теоретическое и практическое значение для жизнеустройства этих граждан.
Защита прав и законных интересов граждан старшего поколения, поддержание их социального статуса и обеспечение активного долголетия является одной из важнейших составляющих государственной социальной политики Российской Федерации в современных условиях.
Социальное обслуживание населения можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, одиночеством и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Численность пожилых людей в России составляет 30,2 млн. человек, из них лица в возрасте 85 лет и старше составляют 1387 тыс. человек, лица в возрасте 100 лет и старше – 15558 человек.
Характерно, что за последние 20 лет численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России увеличилась лишь незначительно.
Пожилые люди особенно подвержены воздействию обстоятельств, обусловленных различного рода риском (злоупотребление доверием, психические и соматические заболевания в пожилом возрасте, правонарушения применительно к пожилым людям).
Государство в лице своих институтов различного уровня осуществляет деятельность в интересах пожилых людей с целью минимизации отрицательных воздействий социально-экономических преобразований, достижения благоприятного социального самочувствия граждан старшего поколения, повышения осведомленности в вопросах охраны здоровья, создания специальных информационных служб.
Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к старикам.
Методы и организационные формы социальной защиты пожилых людей отражают особенности социально-экономического развития региона, общества.
Степень научной разработанности темы. Проблема социальной защиты людей пожилого возраста широко исследуется в социологической и психологической науках. Значительный вклад в изучение этой проблемы, а также вопросов, связанных с ее практической реализацией, внесли С.А. Беличева, Г.Н. Карелова, И.М. Невлева, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова и др.
Анализируя научные публикации, посвященные проблемам положения людей пожилого возраста, следует отметить, что выделяются, в основном, два подхода: в одном рассматривается социальный статус этих людей, а в другом рассматриваются методы их социального обеспечения.
В рамках второго подхода пристальное внимание уделяется вопросам социальной защиты. Публикации А.М. Панова, Н.Н. Стрельниковой, М.В. Фирсова освещают правовое положение этой социально малозащищенной группы людей.
Э. Гидденс, Т.Г. Константинова, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова в своих работах анализируют судьбу пожилых людей в условиях перехода России к рыночной экономике.
В работах ряда исследователей (В. Альперович, В.П. Войтенко, А.И. Егоров) рассмотрены общие принципы организации социальной работы с пожилыми людьми и условия их реализации.
В последнее время особую актуальность приобретают исследования социальной адаптации пожилых людей к новым условиям жизни. Этим вопросам посвящены работы Н.В. Паниной, Б.Д. Петрова, В.Д. Шапиро.
В трудах И.Г. Беленькой, М.Н. Гуслова, Н.В. Забелина, А.А. Козлова, Е.И. Холостовой, Р.С. Яцемирской разработана и методологически обоснована необходимость комплексного подхода к изучению проблем социальной защиты пожилых людей.
Вместе с тем, многие аспекты данной проблемы в теоретическом и практическом плане, исследованы недостаточно.
Это, прежде всего, относится к вопросам государственной политики в сфере социальной защиты граждан преклонного возраста.
Таким образом, научная проблема, которой посвящено данное исследование, заключается в попытке проанализировать эффективность пенсионной системы и факторов оказывающих на нее воздействие. С этим противоречием связана и основная практическая проблема, а именно, проблема создания эффективного механизма социальной работы, ориентированной на восстановление людей пожилого возраста, как полноправных членов общества.
С учетом актуальности темы исследования, степени ее разработанности и сформулированной проблемы, определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи.
Объект исследования: люди пожилого возраста.
Предмет исследования – социальная защита пожилых людей как приоритетное направление пенсионной политики в РФ.
Цель работы состоит в формировании системного представления о социальной группе пожилых и старых людей, составляющей значительную часть современного общества и имеющей свой специфический характер, и в раскрытии сущности пенсионной системы в РФ.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Изучить отечественный и международный опыт по оказанию пенсионного обеспечения лицам пожилого возраста и инвалидам.
2. Провести диагностику основных социально-бытовых проблем пожилых людей.
3. Выявить приоритетные направления пенсионной политики в РФ и городе Белгороде.
4. Систематизировать полученные во время обучения знания и опыт в освоении тактических и стратегических программ Управления Пенсионного фонда в городе Белгороде по улучшению качества жизни пожилых и старых людей.
Теоретико-методологической базой исследования являются научные труды отечественных социологов, психологов, по проблемам людей пожилого возраста, а также исследования по вопросам их социальной защиты и пенсионного обеспечения.
При разработке данного исследования использованы такие официальные документы как: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в редакции федеральных законов от 10 января 2003 года № 15-ФЗ, от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 29 января 2010 г. № 70 «О федеральной целевой программе «Старшее поколение», Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в редакции федеральных законов от 21 декабря 2006 года № 239-ФЗ), Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (редакции федеральных законов от 3 июня 2006 года №77-ФЗ) и др.
Исследование базируется на опыте использования мер осуществляющим Управлением Пенсионного фонда в городе Белгороде о пенсионному обеспечению жителей города.
Эмпирическая база исследования. В качестве первичной социологической информации использованы:
- федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, относящиеся к социальной защите, в том числе федеральные и региональные программы помощи старикам;
- статистические данные Госкомстата РФ и по городу Белгороду;
- материалы периодической печати, освещающие направления и результаты государственной политики социальной защиты, научный материал по вопросам разработки технологий социальной помощи;
- результаты социологического исследования, проведенного среди людей пожилого возраста в Управлении Пенсионного фонда по городу Белгороду;
Научная новизна данного исследования обусловлена решением проблемы социальной защиты пожилых людей как самостоятельного объекта исследования, имеющей не только общие черты с защитой других категорий граждан в нашей стране, но и специфические особенности, связанные с конкретными условиями жизни этих людей.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что изучено положение людей пожилого возраста в современном обществе и выявлены приоритетные направления по их пенсионному обеспечению.
Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы при подготовке и реализации как общих, так и специальных программ пенсионного обеспечения людей пожилого возраста.
- Теоретико-методологические основы социальной защиты пожилых людей. Сущность социальной защиты пожилых людей в современной теории и практике
- Исторические аспекты развития института социальной защиты пожилых людей в России
- Роль и место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения. Эволюция пенсионного обеспечения
- Пенсионная реформа в Российской Федерации 2009-2010гг. и ее дальнейшее развитие
- Основные напровления совершенствования социальной помощь людям пожилого возраста (на примере работы управления пенсионного фонда города Белгорода). Деятельность Управления Пенсионного Фонда города Бе
- Совершенствование системы пенсионного обеспечения пожилых людей города Белгорода
- Заключение
Похожие статьи:
Вересай Остап Никитич
Вересай Остап Никитич — выдающийся представитель украинского кобзарьского искусства.
Родился в 1803 или в 1805 г. в селе Калюжницах, в Прилужском уезде, Полтавской губернии, от зрячей матери и слепого отца нищего, который добывал себе пр ...
Объект социальной работы. Определение объекта
социальной работы
Социальное сосуществование и взаимодействие должно строиться на началах социального равенства и партнерства, справедливого распределения материальных благ, надежных гарантий для творческого самоутверждения всех субъектов общества. Такое п ...
Приложения
Приложение А
Диаграмма 1 - Распределение экспертов по уровню ведомственной принадлежности
Приложение Б
Анкета респондента "Проблемы межведомственного взаимодействия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов" ...