Изучение влияния СМК на проявление преступного поведения среди
несовершеннолетних подростков. Психолого-педагогические
особенности подросткового возрастаСтраница 2
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. [15; 212].
Изучая процесс общения подростков с ровесниками, американский исследователь Д. Маккоби отмечал его высокую значимость для всех сторон психического развития. Он подчеркивал, что влияние сверстников на ценности и установки подростков часто сильнее, чем влияние родителей, школы, религиозных организаций или любых других социальных структур. Это связано с тем, что сверстники, переживающие сходные проблемы, помогают друг другу сохранять уверенность в себе, осознавать и принимать те изменения, которые происходят и в физическом облике, и в духовном росте.
Не менее значимым для психического развития является общение подростков со взрослыми, в частности с родителями, однако именно в этой сфере сконцентрировано большинство конфликтов. Их главная причина связана с противоречивостью позиции и внутреннего мира подростка. С одной стороны, он нуждается в любви и заботе родителей, в их совете, с другой - испытывает сильное желание быть самостоятельным, равным в правах с родителями и другими взрослыми. Поэтому для подростков характерно амбивалентное отношение к взрослым: стремление к эмансипации и, одновременно, зависимость от их мнения. Родители, в свою очередь, не всегда готовы осознать тот факт, что ребенок становится взрослым, и адекватным образом перестроить взаимоотношения с ним. Зачастую родители видят только негативные проявления подросткового возраста, не понимают проблем и переживаний детей, поэтому младшие подростки часто жалуются на то, что родители контролируют их, «как маленьких». К 14-15 годам основной причиной конфликтов становится непонимание внутреннего мира ребенка, его стремления понять свою уникальность и отстоять ее, в том числе и в общении с самыми близкими людьми. В то же время исследования показывают, что взрослый все еще остается значимым для подростка лицом. Если поделиться секретом, провести время он, действительно, хочет со сверстником, то посоветоваться в трудную минуту, рассказать о неприятностях стремится именно взрослым. Любовь и признание со стороны родителей важны для подростка не меньше, если не больше, чем для младших детей, и депривация этой потребности также ведет к серьезным отклонениям в их поведении, личностном росте.
На отношения подростков и родителей влияют несколько факторов. Это, прежде всего, стиль воспитания, принятый в семье, и особенности эмоциональных отношений членов семьи с ребенком. Как известно, стиль - авторитарный, демократический, попустительский и т.д. - определяется отвержением или, наоборот, принятием ребенка, степенью контроля за его поведением и дистанцией между детьми и взрослыми. Как и в кризисе трех лет, наиболее неблагоприятен для отношений подростка с родителями авторитарный стиль, особенно если жесткий контроль сочетается с отчуждением, недостаточно теплыми эмоциональными отношениями в семье.
Отсутствие контроля может стать причиной проблем с успеваемостью, в отношениях с учителями, особенно у тревожных, не очень уверенных и одаренных детей. В этом случае неформальные группы сверстников, иногда и компании с асоциальной направленностью, могут заместить и родителей, и педагогов. Но «уход» ребенка из семьи возможен и при самом жестком контроле, если родители совершенно не считаются с новыми переживаниями ребенка, с его новыми друзьями, фрустрируя одно из главных новообразований этого возраста - чувство взрослости, осознание себя самостоятельной и уникальной личностью. Важно помнить и об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в их реакции на чрезмерную опеку или отчуждение взрослого. Импульсивные, демонстративные дети с высокой самооценкой очень болезненно реагируют на авторитарность взрослых. В этом случае даже невнимание к подросткам может принести меньше вреда, чем чрезмерный контроль. Напротив, для ригидных, неуверенных в себе подростков наиболее неблагоприятно отсутствие контроля, в то время как гиперопека ими принимается не так болезненно, как демонстративными детьми, и не ведет к таким негативным последствиям. Естественно, что внимательное отношение, заинтересованность и создание эмоционального комфорта, доверия оптимальны для общения с детьми в любом возрасте, особенно в подростковом. Такой стиль позволит взрослому вовремя заметить происходящие с ребенком изменения, создать новую «социальную ситуацию развития», трансформировав и отношение к нему, и степень контроля за ним. Естественно также, что наличие в семье лиц с асоциальным поведением (страдающих алкоголизмом и наркоманией, акцентуированных личностей и т.д.) может стать причиной серьезных отклонений и проступков подростков. Однако исследования показали, что прямой связи между асоциальностью семьи и поведением подростка не существует.
Похожие статьи:
Ключевые категории сущности социальной работы
Определение сущности социальной работы связано со следующими ключевыми категориями: социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальное обеспечение. Значения этих терминов образуют содержательную характеристику со ...
Правовое регулирование оказания наркологической помощи
В настоящее время в стране практически нет ни одного населенного пункта, где бы не было лиц, злоупотребляющих наркотиками. Тенденция такова, что в ближайшее время Россия станет одной из самых наркозависимых держав, что несет в себе глобал ...
Нормативно-правовая база по охране здоровья матери и
ребенка
В настоящей главе проанализированы нормативные акты о правах детей на различного рода медицинскую помощь, охрану здоровья в младенческом и подростковом возрасте, диспансерное наблюдение и лечение в дошкольных и общеобразовательных учрежде ...