Комплексная программа повышения профессионального мастерства социальных и
медицинских работников центра социального обслуживания (из практики ГУ «Центр
социального обслуживания населения г. БалашоваСтраница 1
Старение населения в настоящее время достигло самого высокого уровня за период с 1959 года и стало явлением, многогранное и противоречивое влияние которого на ход социального, экономического и культурного развития России ещё не получило всесторонней оценки.
В этой связи возрастает значение геронтологии вообще и, в первую очередь, социальной геронтологии-науки, изучающей изменение социального поведения пожилого человека, его социальных отношений в обществе. В данном контексте особую значимость приобретает специальная деятельность по социализации граждан пожилого возраста, целью которой является их наиболее полная социальная адаптация на новом жизненном этапе, поиск механизмов компетентного содействия в решении кризисных ситуаций и снижении до минимума негативных последствий утраты прежнего «социального лица».
Процесс социального обслуживания лиц старшего возраста, в высшей мере гуманный по своей природе, предполагает постоянное внесение необходимых коррективов в профессиональную деятельность социальных и медицинских работников, что требует тематического повышения их квалификации в сфере социальной работы с пожилыми людьми.
Программа данного курса предназначена для сотрудников центров социального обслуживания (ЦСО) - социальных и медицинских работников отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому.
Цель курса: формирование у персонала названных структурных подразделений ЦСО знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы с клиентами.
Основными задачами курса являются:
- формирование глубокого понимания социальных, психологических и физиологических проблем людей старшего возраста
- изучение современных моделей социального обслуживания граждан пожилого и старческого возраста, сложившихся в России и за рубежом, социальных технологий, способствующих разрешению или облегчению их жизненных проблем;
- освоение профессионально-этических норм социальной работы с лицами «третьего возраста»
Программа включает в себя четыре основных раздела.
1. Правовое обеспечение социального обслуживания.
Сотрудники ЦСО знакомятся с Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами в части социальных прав и свобод человека и гражданина, системой социальных гарантий в Российской Федерации; изучают основы семейного, пенсионного, жилищного законодательства, право социального обеспечения; получают представление о нормативных правовых документах, регулирующих право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.
2. Теория и практика социальной работы с пожилыми людьми.
Социальные работники и медицинские сёстры получают знания об истории становления социальной работы, современной системе социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в России, а также в странах Европейского союза, США, Канаде; изучают формы социального обслуживания населения; знакомятся с профессионально-этическими нормами деятельности социального работника
3. Социальная психология.
Персоналу ЦСО даётся представление о возрастных психологических особенностях и интеллектуальных возможностях лиц пожилого возраста и инвалидов, об экстренных ситуациях, конфликтах, возникающих в процессе социальной работы, и способах выхода из конфликтных ситуаций. Изучаются проблемы пожилых людей, их взаимоотношения с родственниками и знакомыми, а также развитие креативности в пожилом возрасте.
4. Основы социальной медицины.
Слушатели получают представление об основных показателях здоровья пожилых людей и инвалидов, их физиологических особенностях, заболеваемости, особенностях гигиены, образы жизни. Социальные работники овладевают навыками оказания первой медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста.
Программа разработана в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий социального работника и медицинской сестры, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов и предполагает овладение сотрудниками центра определённой системой теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых социальным и медицинским работникам, оказывающим социальные услуги пожилым людям.
|
В результате изучения курса социальные и медицинские работники должны: | |
|
Знать: |
ü Актуальные социально-экономические проблемы старения и старости на современном этапе развития российского общества. |
|
ü Социально-экономические проблемы глобального процесса старения населения и своеобразие этого процесса в современной России. | |
|
ü Процессы индивидуального старения: естественный или физиологический, болезненный или патологический характер старения и их зависимости от внешних и внутренних факторов. | |
|
ü Социальное различие и социальную обусловленность понятий «индивидуальное и социальное», их взаимосвязь и взаимозависимость. | |
|
ü Теорию и практику предоставления социально-геронтологических услуг. | |
|
Уметь: |
ü Выбирать из широкого спектра технологий социальной работы с пожилыми и старыми людьми наиболее оптимальные и отвечающие удовлетворению конкретных потребностей различных категорий населения старших возрастов. |
|
ü Критически анализировать отечественный и зарубежный опыт социальной работы с населением старших возрастов. | |
|
ü Владеть искусством общения с пожилыми людьми. | |
|
ü Устанавливать контакты с некоммуникабельными пожилыми людьми. | |
|
ü Разрешать семейные, этическиеи социально бытовые вопросы. | |
|
Иметь представ-ление: |
ü Об особенностях старческих болезней с целью участия в организации общей медицинской помощи и индивидуального ухода. |
|
ü О методах социальной профилактики преждевременного старения населения с учётом социальных, экономических, национально- этических, природно-экологических и других региональных особенностей. | |
|
ü О методах выявления потребностей населения старших возрастов в социальной защите. | |
|
Уметь ис-пользовать имеющую- ся информацию |
ü При правильном диагностировании нормального и преждевременного старения. |
|
ü При проведении разъяснительной работы с пожилыми людьми о необходимости и приёмах сохранения самостоятельности и независимости в повседневной жизни. | |
|
ü При разработке стратегических и тактических программ по улучшению качества и образа жизни пожилых. | |
|
ü При обновлении и расширении социальных услуг населению старших возрастов. | |
|
Уметь ис- пользовать: |
ü Инновации в социальной работе с различными категориями населения старших возрастов. |
|
ü Практические умения и навыки по дифференцированному уходу за пожилыми людьми. | |
Похожие статьи:
Организация социального обслуживания пожилых граждан как одно из форм
социальной защиты населения. Сущность социального
обслуживания и его место в системе социальной защиты населения
Переход российского общества в 90 гг. XX в. к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы значительной части населения, потребовал создания и развития относительно нового социального института – социальной защиты населения
(СЗН) ...
Краткое описание семинара, проходившего 15-16 мая в КГУ СОН "Красноярский
дом интернат № 1 для ветеранов и инвалидов" г.Красноярск, ул. Курчатова, 5
Наиболее острыми и часто задаваемыми вопросами являются: приватизация государственного и муниципального жилья, оформление земельных участков в частную собственность, наследование, право проживания в учреждениях социального обслуживания на ...
Приложения
Приложение 1
МАТЕРИАЛ К КЛАССНОМУ ЧАСУ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
Помогают ли наркотики таланту?
Джон Леннон.
Сид Баррет.
Один из самых распространенных мифов о наркотиках: наркомания — удел избранных. Список музыкантов, поэтов ...
