Дезадаптация несовершеннолетних правонарушителей
как социально-педагогическая проблемаСтраница 2
У несовершеннолетних осужденных идет процесс интенсивного формирования воли и волевых качеств. В этот период воспитанники, начиная осознавать себя как личность, способны к воспитанию, беря за образец сильных и волевых людей. Однако внешняя форма часто заслоняет у них содержание полисов, их нравственную направленность. В результате таким нравственным образцом (идеалом) становятся приверженцы уголовной романтики.
Действующий в настоящее время Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый 24 июня 1999 года в основном направлен на регулирование деятельности субъектов по непосредственному предупреждению и предупреждению рецидива. Закон, определяя круг субъектов предупреждения, и наделяя их соответствующими функциями, в большей мере ориентирован на работу с подростками, уже попавшими в сферу деятельности органов уголовной юстиции, и практически оставил без внимания меры, которые бы позволили предотвратить саму ситуацию появления несовершеннолетних правонарушителей.
Представляется, что игнорирование направления раннего предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних в действующем законодательстве во многом обусловлено сложностью выделения объекта ранней предупредительной деятельности и его законодательного закрепления. Ведь даже в психологических науках нет единого понимания обусловленности антисоциального поведения несовершеннолетних.
Взгляд на социальный характер проблем воспитания наиболее полно отразился в понятии «социальная дезадаптация» (Беличева С.А., Каган В.Е., Максимова М.В. и др.), которое вошло в психолого-педагогическую литературу сравнительно недавно: в 80–90-х годах двадцатого столетия.
Поскольку подавляющее большинство несовершеннолетних посещает образовательные учреждения, то и понятие «социальная дезадаптация» многими исследователями обосновывается как самостоятельный феномен, формирующийся в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка, требованиям социальной ситуации школьного обучения. При этом степень и характер социальной дезадаптации рассматривается как системообразующий критерий при составлении социально-психологической типологии трудновоспитуемости и определении понятия «трудновоспитуемость» как некоторое сопротивление педагогическому воздействию, связанное с затруднениями в усвоении определенных социальных норм.
Исследуя явление дезадаптации, Беличева С.А. разводит понятия «педагогическая запущенность» и «социальная запущенность»: первая рассматривается ею как частичная социальная дезадаптация, проявляющаяся в основном в условиях учебно-воспитательного процесса, а вторая – как полная социальная дезадаптация, характеризующаяся более широким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, полезных интересов, знаний, навыков, более активным сопротивлением педагогическим требованиям. Анализируя факторы, определяющие проявления дезадаптации, Беличева С.А. выделяет патогенную, связанную с отклонениями в психологическом развитии, и психологическую, обусловленную половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетнего.
Некоторые исследователи независимо от типа или вида дезадаптации рассматривают данное явление как отчуждение от школьного социума, сопровождаемое деформацией целостных и референтных ориентаций, как потерю подростками позиции школьника и отсутствие видения ими своего будущего, связанного с обучением.
Анализируя дезадаптацию в условиях педагогического процесса школы, исследователи используют понятие «школьная дезадаптация» (или «школьная неприспособленность»), определяя им любые затруднения, возникающие у учащихся в процессе школьного обучения, в том числе затруднения в процессе усвоения знаний и различные нарушения школьных норм поведения. Однако, как показывают специальные исследования (Алмазов Б.Н., Шаумаров Г.Б. и др.), педагог способен лишь констатировать факт неуспеваемости учащегося и не может правильно определить ее истинные причины, если ограничивается в своих оценках рамками традиционной педагогической компетенции, что порождает неадекватность педагогических воздействий. Кондаков И.Э. в своих исследованиях подтверждает, что в основе более чем 80% случаев агрессии детей лежат проблемы, связанные с неуспеваемостью ребенка в «основном виде деятельности в период становления характера - в учении». «Пусковым механизмом» формирования этих проблем является несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований и его возможностей их удовлетворить.
Похожие статьи:
Социальное
взаимодействие и коллективное поведение
Социальное взаимодействие-это систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реа ...
Теоретические аспекты статистического анализа обеспеченности жильем. Политика обеспечения жильем населения
Средняя обеспеченность жителя области общей (жилой) площадью определяется как частное от деления общей (жилой) площади наличного жилого фонда на среднегодовую численность постоянного населения.
Обеспеченность жильём населения измеряется ...
Первые переписи населения в России
История переписей населения в России уходит корнями в глубокую древность. Правда, о самом раннем периоде этой истории имеется, к сожалению, очень мало письменных свидетельств. В летописях, относящихся к IX-XI вв., есть лишь упоминания о с ...