Дезадаптация несовершеннолетних правонарушителей
как социально-педагогическая проблемаСтраница 2
У несовершеннолетних осужденных идет процесс интенсивного формирования воли и волевых качеств. В этот период воспитанники, начиная осознавать себя как личность, способны к воспитанию, беря за образец сильных и волевых людей. Однако внешняя форма часто заслоняет у них содержание полисов, их нравственную направленность. В результате таким нравственным образцом (идеалом) становятся приверженцы уголовной романтики.
Действующий в настоящее время Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый 24 июня 1999 года в основном направлен на регулирование деятельности субъектов по непосредственному предупреждению и предупреждению рецидива. Закон, определяя круг субъектов предупреждения, и наделяя их соответствующими функциями, в большей мере ориентирован на работу с подростками, уже попавшими в сферу деятельности органов уголовной юстиции, и практически оставил без внимания меры, которые бы позволили предотвратить саму ситуацию появления несовершеннолетних правонарушителей.
Представляется, что игнорирование направления раннего предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних в действующем законодательстве во многом обусловлено сложностью выделения объекта ранней предупредительной деятельности и его законодательного закрепления. Ведь даже в психологических науках нет единого понимания обусловленности антисоциального поведения несовершеннолетних.
Взгляд на социальный характер проблем воспитания наиболее полно отразился в понятии «социальная дезадаптация» (Беличева С.А., Каган В.Е., Максимова М.В. и др.), которое вошло в психолого-педагогическую литературу сравнительно недавно: в 80–90-х годах двадцатого столетия.
Поскольку подавляющее большинство несовершеннолетних посещает образовательные учреждения, то и понятие «социальная дезадаптация» многими исследователями обосновывается как самостоятельный феномен, формирующийся в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка, требованиям социальной ситуации школьного обучения. При этом степень и характер социальной дезадаптации рассматривается как системообразующий критерий при составлении социально-психологической типологии трудновоспитуемости и определении понятия «трудновоспитуемость» как некоторое сопротивление педагогическому воздействию, связанное с затруднениями в усвоении определенных социальных норм.
Исследуя явление дезадаптации, Беличева С.А. разводит понятия «педагогическая запущенность» и «социальная запущенность»: первая рассматривается ею как частичная социальная дезадаптация, проявляющаяся в основном в условиях учебно-воспитательного процесса, а вторая – как полная социальная дезадаптация, характеризующаяся более широким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, полезных интересов, знаний, навыков, более активным сопротивлением педагогическим требованиям. Анализируя факторы, определяющие проявления дезадаптации, Беличева С.А. выделяет патогенную, связанную с отклонениями в психологическом развитии, и психологическую, обусловленную половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетнего.
Некоторые исследователи независимо от типа или вида дезадаптации рассматривают данное явление как отчуждение от школьного социума, сопровождаемое деформацией целостных и референтных ориентаций, как потерю подростками позиции школьника и отсутствие видения ими своего будущего, связанного с обучением.
Анализируя дезадаптацию в условиях педагогического процесса школы, исследователи используют понятие «школьная дезадаптация» (или «школьная неприспособленность»), определяя им любые затруднения, возникающие у учащихся в процессе школьного обучения, в том числе затруднения в процессе усвоения знаний и различные нарушения школьных норм поведения. Однако, как показывают специальные исследования (Алмазов Б.Н., Шаумаров Г.Б. и др.), педагог способен лишь констатировать факт неуспеваемости учащегося и не может правильно определить ее истинные причины, если ограничивается в своих оценках рамками традиционной педагогической компетенции, что порождает неадекватность педагогических воздействий. Кондаков И.Э. в своих исследованиях подтверждает, что в основе более чем 80% случаев агрессии детей лежат проблемы, связанные с неуспеваемостью ребенка в «основном виде деятельности в период становления характера - в учении». «Пусковым механизмом» формирования этих проблем является несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований и его возможностей их удовлетворить.
Похожие статьи:
Современная семья: основные тенденции развития семейных отношений
В современных условиях всё заметнее становится кризис семьи как социального института общества. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание (социализаци ...
Основные виды льгот в праве социального обеспечения России. Новое
в законодательстве о льготах, связанных с материнством и детством
В законодательстве о льготах, связанных с материнством и детством, особо выделяются новеллы, связанны с предоставлением льгот детям-сиротам и многодетным семьям.
На сегодняшний день основным нормативным актом, регулирующим отношения по у ...
Женщина в роли руководителя
Мнения о женщинах–руководителях различны и порой противоречивы. Одни считают, что их нельзя пускать во власть, это «святая святых» мужчин, мотивируя это тем, что мужчины быстрей соображают, а, главное, что они уверенней в себе.
Другие пр ...