Особенности
патронатного воспитания. Отличие патронатного воспитания от других форм устройства
детей-сиротСтраница 1
Как уже было сказано, патронатное воспитание является наиболее гибкой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрим основные различия между основными формами – приемная семья, опека (попечительство) и патронатное воспитание.
Можно выделить несколько критериев этих различий:
1. Статус ребенка. В приемную семью и под опеку помещаются только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей. В патронатном же воспитании статус ребенка может быть любым, то есть это дети в трудной жизненной ситуации, дети с неустановленным статусом (дело в суде), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Кроме того, появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).
2. Законное представительство интересов ребенка. В приемной семье все права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка передаются приемному родителю, в опеке – опекуну. В патронате же все права и обязанности по защите прав законных интересов ребенка разграничиваются между Уполномоченным учреждением, патронатным воспитателем и кровными родителями (если они не лишены или не ограничены в правах судом) .
3. Круг семей, которые могут взять ребенка. При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам. Также появляется возможность у тех, кто хотел бы усыновить ребенка, но пока не решился на этот шаг в силу объективных причин.
4. Связь с кровной семьей. В отличие от опеки и приемной семьи ребенок сохраняет возможность поддерживать отношения с кровными родителями (если они не лишены родительских прав), братьями, сестрами и другими значащими родственниками.
5. Процесс работы органа опеки. Рассмотрим подробнее этапы работы органа опеки для каждой формы. Опека:
· изъятие и передача ребенка;
· издание постановления;
· контроль проводится один раз в полгода, он носит формальный характер и не может выявить проблем и потребностей ребенка.
Процесс работы государственных органов с приемной семьей схожи с опекой:
· изъятие и передача ребенка;
· заключение договора;
· контроль проводится один раз в полгода, он носит формальный характер и не может выявить проблем и потребностей ребенка;
· помощь в воспитании не предоставляется, только по запросу о помощи;
· отсутствует так называемое "профессиональное сопровождение" семьи, и его нельзя создать в силу закона, так как все права на ребенка имеет только приемный родитель.
Механизм работы с патронатной семьей включает:
· вводится планирование попечения (периодическая оценка и пересмотр решений органа опеки), тем самым формальная функция по изъятию и передаче ребенка заменяется процессом работы с ребенком и семьей, создаются уполномоченные учреждения, выполняющие ряд функций органа опеки;
· уполномоченное учреждение проводит работу с ребенком и патронатными воспитателями в течение всего времени устройства ребенка, так как у данного учреждения остаются права и обязанности по защите этого ребенка и оно обязано предоставлять помощь, а патронатный воспитатель обязан выполнять рекомендации по воспитанию и развитию ребенка;
· таким образом, появляется механизм по профилактике социального сиротства и осуществления целенаправленного социального вмешательства в кровную семью на основе заключенного договора о патронате (о социальном патронате или патронатном воспитании). Разграничение прав и обязанностей по защите прав ребенка между уполномоченным учреждением и родителем производится с согласия родителей, без обращения в суд, т.е. сохраняется контакт с этими родителями и появляется возможность реабилитировать семью и сохранить ребенка в семье.
Приведем идеальную схему разграничения прав между Уполномоченным учреждением, патронатными воспитателями и кровными родителями (в действительности же применяется только разграничение между двумя первыми элементами):
Права и обязанности Уполномоченного учреждения |
Права и обязанности патронатного воспитателя |
Права и обязанности кровных родителей (если они не лишены прав и не ограничены в правах судом) |
Юридическая защита прав ребенка (ведение личного дела ребенка), и ведение всех вопросов, связанных с защитой имущественных прав ребенка, в т.ч. жилищных Мониторинг развития ребенка Решение вопроса о госпитализации ребенка, выбор лечебного учреждения, контроль за здоровьем ребенка Психологическая помощь ребенку, кровной семье, патронатному воспитателю по плану, установленному учреждением Выбор формы обучения и предоставление коррекционных программ и педагогической помощи Управление контактом с кровной семьей, работа с кровными родителями по возврату ребенка Обеспечение летнего отдыха |
Отвечает за жизнь и здоровье ребенка Отвечает за питание и обеспечение ребенка в соответствии с выплачиваемым пособием Обеспечивает эмоциональным теплом и предоставляет домашний уход Обучает навыкам самообслуживания Обеспечивает школьное обучение (домашние уроки, контакт со школой) Прикрепляет к поликлинике и проводит текущее наблюдение в поликлинике Обеспечивает развитие ребенка по плану, составленному совместно с Уполномоченным учреждением Обеспечивает контакт с родителями по плану, составленному Уполномоченным учреждением |
Забирают ребенка домой на выходные, обеспечивают гигиену, здоровье и питание Участвуют в составлении плана развития ребенка, принимают участие в его реализации ( например, водят ребенка в спортивную секцию или кружок) Работают совместно с Уполномоченным учреждением по плану реабилитации семьи с целью возврата ребенка |
Похожие статьи:
Культура как социальный феномен
Слово культура происходит от латинского слова colere –«обрабатывать землю». В XVIII и XIX вв. термин стал применяться для обозначения совершенствования человеческих качеств. Немецкое слово Kultur означает достижение высокого уровня цивили ...
Социально-политические конфликты на территории России и СНГ.
Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в ...
Социальные налоги
Самые большие социальные налоги в Европе (около 47%) - это в Польше. Далее следуют Болгария - 44%, Россия - 35%, Швеция - 26% и Великобритания - 21%. Интересно сопоставить эти цифры с уровнем зарплат. В Польше, Болгарии и России они на по ...