SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Социокультурное осмысление проблемы формирования коммуникативной культуры личности
Страница 1

Информация о социологии » Анализ опосредованной коммуникации в сети Интернет » Социокультурное осмысление проблемы формирования коммуникативной культуры личности

Развитие средств массовой коммуникации и вызванные ими изменения в жизни российского общества и отдельного индивида обусловили потребность в осмыслении коммуникативной культуры как социально-культурного феномена. С развитием техники, социальных, политических, экономических изменений, трансформаций в системе культурных ценностей, изменялась и специфика коммуникаций в их содержательном, формальном, техническом аспектах, что актуализировало новые задачи и направления исследования коммуникативной культуры. Тенденции к осмыслению коммуникативной культуры личности нашли отражение в научных работах В.Б. Кашкина, Г.Г. Почепцова, В.П. Конецкой, Ф.И. Шаркова, А.В. Соколова и др. Вместе с тем, сфера, которая обозначается понятием "коммуникативная культура", остается неопределенной. Таким образом, возникает необходимость его уточнения. Данное понятие, с одной стороны, соотносится с понятием "культура", с другой - с понятием "коммуникация". www.intotransport.ru

Коммуникативная культура может быть рассмотрена в трех аспектах. Так, в контексте противопоставления культуры природе, коммуникативная культура может рассматриваться как частный случай коммуникации. Если же рассматривать культуру как системообразующий, интегрирующий социум фактор, то коммуникативная культура оказывается тождественной культуре как таковой. Также коммуникативную культуру можно рассматривать в отраслевом аспекте.

С другой стороны, научное содержание понятия "коммуникативная культура" определяется содержательным наполнением понятия "коммуникация".

В связи с полисемантичностью понятия "коммуникация", которое в ряде случаев выступает синонимом понятий "связь", "взаимодействие", "общение", "обмен информацией", "сообщение", в качестве исходной установки в его теоретическом анализе выступило предположение, что весь перечисленный семантический ряд отражает лишь отдельные стороны целостного феномена. Тогда сущность теоретического анализа состоит в установлении содержательных связей между этими понятиями, что дает возможность их определения в границах единого предметного поля исследования.

Такой анализ был осуществлен в два этапа. Первый этап состоял в систематизации разных подходов к определению понятия "коммуникация" с целью установления указанных смысловых связей. На втором этапе исследовались возможности интерпретации данного понятия в контексте исследования коммуникативной культуры.

Осуществленный теоретический анализ показал наличие содержательной связи между понятиями, которые опосредствуют значения понятия "коммуникация". Его результаты дают возможность констатировать, что в научной литературе понятие "коммуникация" как предмет научного исследования наиболее последовательно было осмыслено в значениях: а) связь, соединение; б) взаимодействие; в) общение; г) информационный аспект общения.

Как связь понятие коммуникация может быть использовано для обозначения всех связей, имеющих место в социальной системе и обеспечивающих ее целостность и функционирование. В этом смысле коммуникативная культура приближается к пониманию культуры как таковой, поскольку культура и есть фактор, интегрирующий социум.

На уровне взаимодействия, единицей анализа выступает действие, а проблемы коммуникации рассматриваются с позиций субъектов взаимодействия - отдельных людей, социальных институтов, учреждений, организаций. "Социальное" и "культурное" в данном случае определяются как взаимообусловленные аспекты изучения общественных явлений. Личность рассматривается как представитель субкультуры и носитель определенных групповых ценностей.

На уровне общения коммуникация выступает как частный случай взаимодействия в системе отношений "человек - человек".

Как информационный аспект коммуникация рассматривается как процесс передачи информации или обмена информацией. Информационный аспект, по нашему мнению, является наиболее важным, так как в современный информационный век личность формируется, прежде всего, под воздействием системы коммуникаций, а одной из основных ролей коммуникации в обществе является социализация личности посредством передачи информации. Последняя, в свою очередь, приводит к становлению коммуникативной личности.

Коммуникативная личность, по нашему мнению, обладает умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации. Используя свою коммуникативную компетенцию, определяя стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливая опыт, коммуникативная личность формирует определенную культуру - коммуникативную культуру.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Проектное управление социальной сферы
В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления – «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <…> в том числе формируется современная со ...

Особенности социальной мобильности в открытых и закрытых общностях
Перемещение индивидов в системе социальной стратификации с одного слоя на другой называется социальной мобильностью. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняютс ...

Дальнейшее развитие проекта
Развитие проекта после того, как целевые средства Конкурса закончатся, и сам проект будет завершен, перейдет в следующую стадию развития – создание социально-правого центра, работать в котором будут юристы с инвалидностью. Они оказывать к ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru