Теоретические основы проблемы профилактики наркомании среди подростков. Наркомания как социальная проблемаСтраница 2
1) социальные факторы:
- неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
- влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток;
- неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних; www.geodesire.ru
- легкая доступность веществ, изменяющих психическое состояние;
2) индивидуально-психологические факторы:
- подражание старшим или авторитетным сверстникам;
- попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
- стремление соответствовать обычаям значимой для них группы сверстников;
- аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неуступчивость характера);
- протестные реакции (назло), против старших (родителей, педагогов);
- самодеструктивное поведение;
- любопытство;
- подчинение давлению и угрозам (24, с.134).
Из всего этого мы выделяем три наиболее распространенных фактора, приводящих к употреблению наркотиков:
1) от скуки (из любопытства);
2) за компанию;
3) уйти от реальности и проблем.
С нашей точки зрения существуют только две основные причины употребления наркотиков: семья и сверстники, изучим их подробнее.
Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети должны получать «тройную дозу» внимания и любви.
Существуют понятия «семейный дефицит» и «социальный голод», когда ребенок растет без внимания и заботы, без необходимого общения, что часто является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой жизни», в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.
Отсутствие гармонии в полной семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные «секреты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между родителями, также является фактором риска. Даже в благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку. Родителям важно понять, что он нуждается не только в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного времени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых ему «на улице», тем менее подвержен влияниям моды.
Хотя, возможно, наоборот, родители сделали своего ребенка жертвой гиперопеки. Гиперопека, другая крайность воспитания, заставляет ребенка «спасаться» от родителей «на улице». Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый асоциальный облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья.
Похожие статьи:
Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект
социальной работы. Проблемы социального сиротства
Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонта ...
Основные этапы социализации
Социализация - процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две стадии: первичная социализацияохватывает детство и юность; вторичная социализация
- зрелость и старость. Рассмотрим особе ...
Этническая общность. Этнос. Народ. Нация. Этническая
общность
Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.
Общность территории – важнейшее условие формирования всех типов этносов. Причем, будучи условием становления ...
