SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Социологические исследования, социология медицины
Страница 4

Информация о социологии » Социология медицины » Социологические исследования, социология медицины

В конце XX в. врачи стали терять монополию: их решения относительно лечения стали анализироваться пациентами, страховыми кампаниями и другими субъектами. Подобное ослабление роли медицины стало возможным в связи с тем, что политика правительства, заключающаяся в усилении контроля над расходами на здравоохранение и увеличении прибыли от медицины, стимулирует переход от независимой рациональности к формальной рациональности (ужесточение правил, норм и эффективности). Золотой век медицины закончился. www.transportine.ru

Аналогичным образом роль здравоохранения в обществе эволюционировала (что и сделало необходимой эволюцию понятийного аппарата СМ). В конце XVIII в. медицина рассматривала болезнь в контексте тела заболевшего организма. Организм индивида расценивался как объект, имеющий много общего с функционированием машины. Но в начале XX в. медицина подходит к человеку как к целостному организму. D. Armstrong усматривает в переориентации медицины формирование нового гуманистического направления в здравоохранении, что возможно в рамках социологии здоровья. Отечественной социологии близки эти взгляды.

Российская наука с 1990-х гг. пытается выделить индивидуальное и общественное здоровье в качестве объекта самостоятельной социологической теории. Возник и термин Социология здоровья, как специальная ветвь социологии, которая исследует комплекс факторов, связанных с трудом, бытом, отдыхом, образом жизни, способствующих укреплению (разрушению) здоровья индивида; в сферу ее интересов попадают взаимосвязи и взаимодействия человека с социальной средой по поводу здоровья. Одно из первых определений социологии здоровья в 80-е гг. дали В.Н. Иванов и В.М. Лупандин.

Задачей социологии здоровья И.В. Журавлева предлагает считать изучение "механизмов социальной обусловленности" общественного здоровья, анализ "его места в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение человека к здоровью". Предпринимались попытки соединить социологию медицины и социологию здоровья, сконструировав их единый предмет в рамках социологии медицины.

В.М. Лупандин, отмечая синонимичность "социологии здоровья" и "социологии медицины", считает, что эта специальная социологическая дисциплина исследует "закономерности формирования и сохранения здоровья человека . функционирования разнообразных условий и факторов, влияющих на здоровье различных социально-демографических и профессиональных групп населения; а также деятельность по охране здоровья людей".

Очевидно, что между здоровьем, заболеваемостью человека в социальном аспекте и медициной как социальным институтом существует некоторая связь. Тем не менее, следует подчеркнуть, это различные области социологического анализа. Основными в предмете социологии здоровья являются понятия собственно здоровья и связанные с ним категории "образ жизни", "продвижение здорового образа жизни", "качество здоровья", "право на здоровье" и другие. Кроме того, социология анализирует здравоохранение как социальный институт в целом, как область человеческой деятельности, выходящую за рамки медицины в официальном и профессиональном понимании. Так, характер и структура питания влияют на здоровье людей, а за пределами диетологии и гигиены сфера компетенции медицины заканчивается.

Объектом изучения социологии здоровья являются помимо здоровья и связанных с ним категорий система здравоохранения и альтернативной медицины, социологическая интерпретация здравоохранения как социальной системы и социального института. Оно (здравоохранение) может считаться таковым в связи с тем, что представляет собой устойчивый тип социальной практики, посредством которого организуется жизнь общества и взаимодействие людей по поводу здоровья и болезни. Подобно религии, семье, здравоохранение имеет свою систему символов: значения, ценности, нормы поведения и т.п. В частности, представления о болезнях связываются с их причинами, симптомами, моделями поведения, выбором методов лечения, терапевтической практикой. Система здравоохранения устанавливает взаимоотношения между этими социальными и культурными конструкциями.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Сравнительный анализ результатов социологических опросов 2001 и 2007 гг., проведённых в 10–11 классах Логойской СШ №1
Анализ ответов на вопросы 18–30 дал возможность оценить степень религиозности респондентов, т.е. меру укоренённости веры во все структуры сознания, а также изменения, произошедшие в представлениях старшеклассников за 5 лет. Для этого мы с ...

Проектное управление социальной сферы
В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления – «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <…> в том числе формируется современная со ...

Ирвин Гофман
«Я» и творчество Ирвинга Гофмана «Я» (самость) является для символических интеракционистов очень важным понятием (Вгийег, 1998). Фактически, Рок утверждает, что «Я» «составляет самый центр интеллектуальной схемы интеракционистов. Все о ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru