SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Семейная и бытовая жизнь женщины XIXв.
Страница 2

Информация о социологии » Положение женщины Запада в цивилизационном процессе XIX века » Семейная и бытовая жизнь женщины XIXв.

Во-вторых. Чем сложнее используемые для работы орудия и машины, тем значительнее участие мужчин.

В-третьих. Чем большей затраты сил требует работа, тем веро­ятнее она будет выполняться мужчинами.

В-четвёртых. Чем тоньше работа, чем больше ловкости она тре­бует и чем монотоннее, тем вероятнее, что её будут делать женщины.

В-пятых. Чем больше хозяйство и чем больше рабочей силы в нём занято, тем дифференцированное организация и половое разде­ление труда и вероятнее выполнение главных работ исключительно мужчинами[12,70].

Ни в коем случае нельзя, однако, рассматривать эти тенденции как не имевшие нарушений и исключений. Женщины постоянно участвовали в луговых и полевых работах: они размельчали комки за плугом, пололи сорняки, косили кормовые травы, сгребали сено и помогали его укрывать. Женщины нередко участвовали и в мо­лотьбе — одной из немногих действительно "раздельных" работ в крестьянском хозяйстве. С другой стороны, в считавшейся "жен­ской" обработке льна наиболее тяжёлую операцию по его трёпке часто выполняли мужчины. В целом

можно сказать, что скорее женщины осваивали типично мужские

работы, чем мужчины ис­полняли типично женские.

Характер полового разделения труда должен объясняться в пер­вую очередь исходя из частых беременностей крестьянок, необхо­димости грудного вскармливания и ухода за младенцами. Тем не менее разделение труда нельзя "механически" выводить из биоло­гических различий между полами и социальной установки на уход за маленькими детьми. Это видно уже из того, что работы, которые в одних регионах считались типично "мужскими", в других обычно выполнялись женщинами. Посев и пахота— мужские для Цент­ральной Европы занятия— в некоторых скандинавских регионах выполнялись женщинами. Это было принято, например, в тех рай­онах Финляндии, где земледелие оставалось экономически мало­значимым и мужчины занимались преобладавшим по значению лесным хозяйством, а также рыбной ловлей и охотой. Посев зерно­вых по его хозяйственной роли был здесь сравним с огородни­чеством в Центральной Европе, которым там также занимались женщины[8,164].

Нельзя, наконец, не видеть, что женщины постоянно выполняли тяжелейшие физические работы, хотя требование большей физи­ческой силы, которой обладали мужчины, вело ко всё более широ­кому отстранению женщин от некоторых занятий, например, от ле­созаготовок (хотя даже здесь встречаются упоминания о подёнщи­цах, работавших на лесоповалах, и женщинах, заменявших одного из мужчин при распилке деревьев двуручной пилой).

Разделение труда между мужчиной и женщиной, очевидно, определялось критериями близости к дому и социально обуслов­ленной ролью, связанной с уходом за маленькими детьми, с одной стороны, хозяйственным значением самой работы — с другой. Не в последнюю очередь оно отражало отношения власти и подчинения между мужем и женой Крестьянка самостоятельно вела часть хозяйства и это могло обеспечивать ей определённое властное влияние в доме. Но в поло­жении женщин имелись значительные региональные особенности. Они вытекали из различий в характере влияния крестьянской эко­номики и рынка, действия норм наследственного и семейного пра­ва, а также из региональной специфики культурных традиций. Мартин Сегален, исследовавшая крестьянские семьи различных ре­гионов Франции XIX в., обнаружила значительные различия в по­ложении женщин центральной и северной (Бретань, Лотарингия) и южной (Прованс, Лангедок) Франции[5,71]. Для средиземноморской культуры юга было характерно, по-видимому, более выраженное доминирование мужчин в крестьянском обществе, чем на севере. Мужское превосходство здесь не в последнюю очередь обеспечи­валось также физическим насилием над женщинами. "Мужествен­ность" была тесно связана с умением взять власть над женщиной. Так, чуть ли не единственная распространённая в Южной Франции пословица гласит: "Недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены"[5, 171]. Другая пословица звучит несколько ме­нее агрессивно, но тем не менее однозначно: ("Шляпа должна командовать чепцом"). Эта идеоло­гия, как считает Сегален, значительно ограничивала прежде всего место крестьянок в обществе. В Бретани, напротив, пословицы и поговорки скорее указывают на необходимость участия девушек в деревенской жизни: "Девушки, покажитесь, кто себя не покажет, ничего не увидит"[5,71]. Это отражает, вновь следуя интерпретации Се­гален, более сильное вовлечение крестьян в рыночные отношения на севере Франции. В Бретани и Лотарингии крестьянки прини­мали участие и в решении вопросов, связанных с управлением де­ревенским обществом, публично улаживали многие проблемы кре­стьянских семей[5,79].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Система статистических показателей, характеризующих демографическую ситуацию в регионе
Показатели численности и динамики населения: Численность постоянного населения. Постоянное население равно наличному населению, от численности которого вычитаются временно присутствующие в момент переписи на данной территории и прибавляю ...

Социальная политика, как общественная теория и практика. Социальная политика, принципы, функции, основные направления
Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточн ...

Социальная работа по решению проблем неполных семей
Как уже отмечалось, очень часто неполные семьи являются малообеспеченными. Как помочь? 1. Для преодоления низкого уровня занятости формируются комплексные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится обучение людей, оставш ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru