SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Семейная и бытовая жизнь женщины XIXв.
Страница 3

Информация о социологии » Положение женщины Запада в цивилизационном процессе XIX века » Семейная и бытовая жизнь женщины XIXв.

В традиционной крестьянской семье жена распоряжалась на­личным доходом от продажи молочных продуктов, яиц и домашней птицы. Он служил для покупки необходимых предметов потребле­ния (соли, ткани) и для удовлетворения нужд женщин и детей. Продажей этих про­дуктов женщина устанавливала регулярные контакты с рынком. Раз в неделю или в месяц она приходила с яйцами, молочными про­дуктами, птицей на ближайший городской еженедельный или ежемесячный рынок. Выручка от продажи была её единственным регу­лярным денежным доходом. Дорога на рынок выводила крестьянок вновь и вновь за пределы родного местечка. Рынок знакомил жен­щин с городской культурой. Вероятно, именно эти, с рынком свя­занные, контакты с недеревенским миром возвращались уходившим в конце ХIX в. в города крестьянским дочерям доброй долей того необходимого оптимизма, который был им свойственен. Многих подбадривали их матери, знавшие, что в городах есть жизнь, не ху­же их собственной[5,82].

Успех крестьянина на рынке дорогого стоил. В мире, где фи­нансовые операции были редки, где важнейшей из торговых сделок была продажа скота, мужчина должен был решить стоявшую перед ним задачу — добиться в ней успеха. От этого зависел его обще­ственный статус. Им подкреплялись претензии мужчины на господ­ство и особые права. Тот факт, что женщина часто не допускалась как к участию в сделках по продаже скота, так и к общению муж­чин, связанному с торгами, представляется одной из важнейших уз­ловых характеристик экономических и культурных детерминант крестьянской патриархальности. "Кто своего коня пускает пить у каждого брода, а свою жену — на каждый праздник, коня своего превращает в клячу, жену свою — в шлюху", — гласила известная во многих крестьянских районах Франции пословица[5,134]. Здесь прояв­ляется (опустим примечательное уподобление коня и жены) глубоко укоренившееся недоверие крестьянина ко всему чужому, ко всякому скрытому от его знания и контроля влиянию на его жену. Сексуаль­ный подтекст, содержащийся в этом высказывании, в истории встречается всегда, когда мужчины вследствие общественных пере­мен непривычным для себя образом "теряют из виду" жён. Так, многие промышленные рабочие первого поколения называли "шлюхами" работавших в городах на фабриках девушек и женщин. Как и крестьяне, они с подозрением относились к встречам их жён с мужчинами в местах, находившихся вне их контроля. Они стреми­лись как можно скорее вернуть женщин из сферы заводской жизни в легко контролируемую домашнюю среду.

Обобщим характерные черты отношений господства и подчи­нения между мужчинами и женщинами, определяемых особенно­стями разделения труда и форм общественной активности семьи.

Первое. Женщины всегда исполняли не связанную или мало свя­занную с товарным производством работу или участвовали в ней вмес­те с мужчинами в соответствии с критериями близости к дому и фи­зической силы. Если работа, ранее исполнявшаяся исключительно I или в том числе женщинами, принимала товарный характер (и ме­ханизировалась), приносила доход и тем самым повышала обще­ственный статус работающего, она становилась мужской. Женщи­ны были ограничены не связанной с рынком работой в сельском и домашнем хозяйстве. "Профессионализация" сельскохозяйственных работ часто сопровождалась их "маскулинизацией". Тем самым возрастало преобладание мужчин в обществе.

Второе. Росту значения женщин в крестьянском домашнем хо­зяйстве противостоит почти повсеместная их дискриминация в об­щественных местах села (рынок, церковь, собрание общины). Сложившееся разделение труда и поделенная между супругами власть над работниками и работницами вследствие целостности семейной жизни и хозяйства, свойственной "всему дому", показывают, как значительно крестьянки были втянуты в производство и не ограни­чивались только заботами о воспроизводстве семьи. В сельской общественной жизни, однако, крестьянки во всём были позади мужчин. Кажется, что перед обществом, в котором доминировали мужчины, прямо-таки стояла задача символически (например, ма­нерой говорить, распределением мест в процессиях, культурой кре­стьянских кабаков) постоянно утверждать мужское господство , как будто бы вопреки повседневному опыту домашней ответственности и нагрузки, лежавших на женщинах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Теоретические основы технологии социального проектирования. Общенаучные принципы социального проектирования
В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, ...

Психологические различия
Психологические различия между полами ученые исследуют уже давно, пытаясь найти им объяснение издревле сложившихся стереотипов поведения. Казалось бы, самой природой предназначено мужчине охотиться, ради пропитания и сражаться с врагами, ...

Важнейшие функции семьи
Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная. ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru