Феномен гедонизмаСтраница 2
.
- Существует наслаждение роскошью. И дорогие вещи, как правило, по своим параметрам превосходят более экономичные аналоги. Есть ли в этом гедонизм? Есть ли отсутствие аскезы в стремлении ездить на более быстром автомобиле, пользоваться мобильником, в котором есть фотокамера?
- Страсть к роскоши тоже страсть. И то, что это страсть, обнаруживается по тому, что ни функционально, ни эстетически такого рода траты, предметы, вещи не оправданы.
- Люди, преданные наслаждениям, подчас живут сегодняшним днем. В то же время Господь сказал: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34). В чем разница?
- Я бы ответил так. Гедонист живет сегодняшним днем для того, чтобы не думать о разочаровании, о пустоте, о печали и вообще о чем-то тревожном и болезненном, что будет за этим днем. Это попытка жить сегодняшним днем, чтобы не думать, условно говоря, о смерти. Человек, который исполняет заповеди христианства и живет сегодняшним днем, делает это совершенно для другой цели. Он делает это для того, чтобы нынешний день провести наиболее наполнено, насыщенно, в соответствии со своими духовными запросами и требованиями совести. В этом смысле мотивация у людей совершенно разная.
В современном обществе происходит, казалось бы, забота «всех обо всем», человек словно бы оказывается предметом всеобщего внимания и диалога. Ему со всех сторон предлагают взять выгодный кредит, пробрести новые товары по необыкновенно дешевой цене, средства для еды или для ухода за телом, которые обладают необыкновенным удобством и эффектом. «Код» гедонизма – во всеобщей обращенности общества и индивида, в заботящемся существовании.
Гедонизм «растворяется» в повседневности, при этом ценности удовольствия, проникая во все сферы жизнедеятельности, нередко перестают восприниматься как нечто особенное и уникальное. Исчезает четкое противопоставление труда и отдыха, работы и праздника. «Код» гедонизма задает ситуацию «легкости» жизни, уверенности, что все проблемы потенциально разрешимы, а совокупность удовольствий доминирует над совокупностью страданий.
Образ гедониста неоднозначен, но он может быть обрисован примерно так, как это сделано в статье И.Манцовав отношении одной из киноработ: «Героиня картины Пьеретта Дюморье в исполнении Катрин Фро воплощает идею непрерывного, ничем не ограниченного буржуазного удовольствия. Она себя так и аттестует статьей из толкового словаря: «Дилетант – человек, который делает все и с удовольствием». Недвусмысленный способ потребления жизни, где торжествует принцип разнообразия… Пьеретта предпочитает глубоким отношениям острые ощущения. Ей хочется попробовать все. Она порхает по жизни, уверенная в себе и по-своему прекрасная. С легкостью меняет работу, любовников и жилье. Ее пьянит и возбуждает внезапно вспыхнувшая страсть к католическому священнику («Почему бы и нет?!»). Легким движением руки она укладывает к себе в постель жениха собственной дочери …В этом мире тотального удовольствия ничто не помешает ничему».
Похожие статьи:
Виды групп. Первичные и вторичные социальные группы
Социальная взаимосвязь бывает двух типов: экспрессивная и инструментальная. Экспрессивные связи — это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между родственниками, друзьями ...
Этнополитическая стратификация.
Властные отношения, которые имеют этнонациональную окраску, достаточно многообразны. Четырёхуровневое (союзная, автономная республики, автономная область, национальный округ) устройства СССР было очень грубой формой учёта многообразия нац ...
Этнометодология
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ теоретич. и методологич. направление в амер. социологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию всех социальных наук. Основателем Э. является Г.Гарфинкель. Будучи весьма экзотичной по ...