Свободное время российских предпринимателейСтраница 3
Свободное время связывается с определенной структурой деятельности и отражает объективный взгляд на развитие личности. Л.А.Гордон и Э.В.Клопов изложили свою концепцию свободного времени в книге "Человек после работы". "Свободное время - это особая форма, особый характер осуществления любого (или почти любого) вида деятельности, которая обладает самоценностью. Деятельность в свободное время ценна сама по себе, своим процессом, и поэтому ощущается как свободная деятельность" [2; С.81-84]. К действиям этого рода, в зависимости от особенностей и потребностей личности, авторы концепции относили и чтение, и творческий труд, и встречи с друзьями, и сон, и приготовление пищи (для гурманов), а также бессмысленное праздношатание, принятие алкоголя, наркотиков.
Данная концепция отражает лишь один, крайний, взгляд на содержание свободного времени - крайне субъективный. Для нас важно то, что Гордон и Клопов в своей работе ввели такие составляющие свободного времени, как фактор свободы выбора и субъективное восприятие деятельности. Исследователи действительно были несколько агрессивно настроены против связи свободного времени с определенным кругом занятий. Но это лишь особенность в истории развития взглядов на трактовку понятия "свободное время".
В настоящее время можно выделить по меньшей мере две диаметрально противоположные модели духовных предпочтений, которые формируют и структурируют основные интересы той или иной части представителей среднего класса, а соответственно - влияют на избираемый ими тип досуговой активности. Первая модель так называемых обыденных духовных интересов содержит предпочтения, напрямую связанные с привычной формой заполнения свободного времени преимущественно за счет телевидения. Люди с подобными интересами не слишком оригинальны, не особо притязательны и привержены традиционным - добавим, самым распространенным – зрительским симпатиям: любят смотреть фильмы, телесериалы, развлекательные телепередачи, ностальгируют по советской эстраде и старому советскому кино. Более молодые представители этой группы неравнодушны также к современной музыке и чтению беллетристики – детективов, боевиков, фантастики. Этим духовные запросы людей с обыденными интересами зачастую и ограничиваются.
Вторая модель духовных предпочтений представляет скорее интеллектуальные, чем обыденные интересы. Приверженцы из среднего класса интеллектуальной модели досуга могут так же, как и предыдущая группа, разделять традиционные вкусы (или не разделять их). Однако при этом их духовные притязания простираются гораздо шире. Обязательным компонентом их духовной жизни является тяга к серьезной литературе (русская и зарубежная классика, философия, научно-популярный жанр, мемуары), ориентация на культурное участие (посещение театров, музеев, художественных выставок и т.д.), а также стремление к самообразованию, повышению своего интеллектуального потенциала. Молодежь из этой группы проявляет заметный интерес и к современным продвинутым компонентам духовной жизни – Интернету, моде, дизайну, новинкам российской и западной литературы.
Учитывая вышесказанное, посмотрим, чем же конкретно структура духовных предпочтений российского среднего класса в настоящее время отличается от потребностей менее обеспеченных слоев населения? (см. рис. 2).
Как видим, по многим параметрам интересы среднего класса и слоев, расположенных ниже него на социальной лестнице, идентичны. Традиционные пристрастия к возможным формам заполнения свободного времени, связанные с телевидением, чтением, музыкой, оказываются в той или иной мере близки всем. Однако по ряду позиций, связанных, в первую очередь, с более выраженным интеллектуальным запросом, средний класс, безусловно, опережает тех, кто стоит на ступень ниже него. Заметен разрыв в стремлении к самообразованию (предприниматели выделяют это как важный компонент своей духовной жизни в 54,8% случаев), явно выше в их составе приверженность более современным типам духовных запросов - видео, Интернету, моде, дизайну.
Рисунок2 Специфика духовных интересов среднего класса и слоев ниже среднего класса, в%
Похожие статьи:
Шаги Реабилитации "Терапевтические сообщества"
Программа ТС - это форма объединения людей, структурированная таким планом, что сама по себе имеет терапевтическое значение. Терапевтический процесс, который фундаментируется на психологической атмосфере, создаваемой самими участниками со ...
Организация социального обслуживания пожилых граждан как одно из форм
социальной защиты населения. Сущность социального
обслуживания и его место в системе социальной защиты населения
Переход российского общества в 90 гг. XX в. к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы значительной части населения, потребовал создания и развития относительно нового социального института – социальной защиты населения
(СЗН) ...
Женщина и ее роль в истории. Женщина - воин
История войн с пристальным внимание изучается отечественными и зарубежными историками: объектом их изучения становятся детали сражений, обмундирование, маневры войск в той или иной кампании, вооружение и т. п. Однако по неизвестной причин ...
