Физическое воспитание инвалидов, задачи, приемы, формыСтраница 1
Именно физкультура и спорт в силу активирующего воздействия на организм, на повышение уровня физической подготовки, расширение круга общения, стимуляции "духа состязания" рассматривается как оздоровительная среда.
Физическая культура как оздоровительная среда состоит из ряда последовательных этапов, смена которых не обязательно будет осуществлена в каждом конкретном случае. Это зависит от физических и психологических задатков и степени выраженности реабилитационного потенциала.
Признано, что одним из первых этапов, а вместе с тем необходимых компонентов физической культуры является физическое воспитание, которое выполняет функцию систематической физической подготовки, в частности, инвалидов с детства к практической жизни. В ходе физического воспитания формируются личностные свойства инвалида, воля, способность преодолевать трудности.
Неразвитость в нашей стране физкультуры и спорта инвалидов обусловлена рядом причин: неразработанность концептуального подхода, отсутствие специализированных спортивных сооружений и оборудования, неподготовленность профессиональных организаторов и тренеров для инвалидов, низкая мотивация инвалидов к самосовершенствованию.
В процессе физического воспитания осуществляется формирование и совершенствование моторных функций и особенно тех, которые нарушены вследствие патологического процесса. В ходе физического воспитания происходит компенсация основного дефекта и коррекция вторичных нарушений, возникших в связи с основным заболеванием. Двигательные упражнения развивают мышечно-суставное чувство, ориентировку в пространстве, тренируют память на последовательность движений, совершенствуют умение выполнять движения по вербальной инструкции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, активизируют обмен веществ, стимулируют интеллектуальные способности инвалидов, улучшают общий тонус организма.
Цель физического воспитания — дать возможность инвалиду самому корректировать и компенсировать свои недостатки.
Следует отметить, что физическое воспитание как специальный метод совершенствования физического и нравственного потенциала инвалида само по себе еще не представляет собой среду с точки зрения социально-средовой реабилитации. Оздоровление инвалида с использованием утренней зарядки, производственной зарядки, лечебной физкультуры и других индивидуальных методов воздействия еще не создает оздоровительную среду. Для этого необходимо введение, "включение" множества других факторов соревновательного, игрового характера, что помимо развития и совершенствования моторики должно создать именно среду. Оздоравливающее ее воздействие будет сказываться в таком случае и на психологическом состоянии инвалидов. В ходе состязаний выявится возможность самореализации, самоутверждения инвалидов, что создает предпосылки их социальной интеграции.
В основе физического воспитания лежат коррекционно-компенсаторные приемы. Независимо от категории инвалидов, типа дефектов решаются общие оздоровительные задачи, которые предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливание, коррекцию особенностей соматического состояния (коррекцию акта дыхания, нарушений сердечно-сосудистой системы).
Воспитательные задачи предполагают выработку определенных характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности, активности, смелости и т. д.), обеспечивают стимуляцию психического развития. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.
Похожие статьи:
Труд и его составляющие
Общественный труд представляет собой сложное образование, является предметом изучения целого ряда наук. В социологии труда выделяют несколько направлений анализа:
ü социологию организаций, которая исследует иерархию и структуру упра ...
Гипотезы исследования
1. Государство должно более адресно и обоснованно раздавать социальные льготы, постепенно снижая их количество и объясняя гражданам, что в первую очередь они сами несут ответственность за себя лично и за своих детей. А также, что выращенн ...
Функции религии в обществе
С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе: 1) интегративную; 2) регулятивную; 3) психотерапевтическую; 4) коммуникативную. Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии ...