Функции политической системы в жизни обществаСтраница 1
Функция политической социализации и привлечения людей к участию в политической жизни общества свойственна всем современным политическим системам. Она способствует распространенно духа участия в политике, среди всех людей общества. Если в демократических странах, где функция социализации и привлечению людей к участию в политической жизни реализуется неправительственными, негосударственными структурами, хотя и там очевидно влияние государственных структур на процесс социализации, а в тоталитарных и авторитарных обществах функция социализации и политизации фактически прерогатива государства, потому на ее органы и участники политической социализации (школа, объединения, средства массовой информации и др.) контролируются государством и культивируют «дух насилия».
Распространение «духа насилия» в политической жизни всех людей в демократических обществах превращает индивидуума из субъекта в гражданина. Но процесс политизации и превращения субъекта в гражданина в странах тоталитарных, авторитарных режимов отсутствует.
Функция политических интересов — в странах с демократическим режимом, где существует официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, объединении по интересам и т. п. рассматриваются как связующие звенья между гражданином и государством. Люди часто выражают интересы не адекватные интересам и целям политической партии. Интересы формируются, происходит их артикуляция, выходя из-под власти и государства, политических партий. И если политическая партия система в состоянии формировать реальные интересы социальных общностей, слоев и различных групп, то она способна и- превращать требования в альтернативы государственной политики.
Политические коммуникации — процесс передачи информации и убеждений. Политолог Карл Дойч определяет политическую систему как специфическую коммуникативную систему, раскрывает не только сам процесс формирования и внесения в сознание политической информации, но и показывает социальные последствия ведения новой информации в политическую систему.
Для руководства и реализации политики обычно требуется вертикальный поток информации от народа к правительственным структурам и от правительства к народу. Необходим и горизонтальный поток информации между уровнями и органами власти.
Стихийные действия по овладению властью в процессе коммуникации облекаются в определенную форму взаимоотношений между людьми, формируется уважение к власти, создается государственность. Обычно процесс нормотворчества включает ряд этапов: выработку политики и выбор общих целей, разработку решений и конкретных правил для достижения целей. Такую функцию выполняют законодательные, исполнительные и судебные органы. Принятием законов не исчерпывается государственная политика. В процессе принятия решений важную роль играет функция «применения норм», которую исполняют не только исполнительные органы и административные структуры, но нередко также законодательные и правовые структуры. Важное значение имеет и контроль за соблюдением — законов и действия с целью определения факта нарушения закона и наложении ил нарушителя соответствующего наказания и т. п.
Функционирование политической системы определяется тремя уровнями: возможности политической системы; конверсивный процесс и поддержание модели политической системы и адаптации (процесс социализации и рекрутирования). Характер и содержание возможностей политической системы различны и охватывают разнообразные стороны ее функционирования.
Похожие статьи:
Реформирование пенсионного законодательства на современном этапе развития. Актуальные вопросы пенсионного законодательства на современном
этапе развития
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"[33], по существу, закрепил сложившийся крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, который соответствовал подорванной финансовой баз ...
Трудовой коллектив как социальная общность и социальная организация
Трудовая деятельность, как уже отмечалось, может быть индивидуальной и групповой. Групповая деятельность, особенно на крупных предприятиях, в акционерных обществах, по форме не может быть никакой иной, кроме коллективной.
Трудовой коллек ...
Семья - основа формирования государства
Основной единицей общества Огюст Конт считал семью, представляющую элемент социальной структуры, так как семья возникла как естественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются все общественные отношения: неравенства (наприме ...
