Теоретические основы изучения СМК. СМК как социальный
институтСтраница 2
1)внушает, что насилие приемлемый путь решения социальных конфликтов;
2)делает их равнодушными к человеческим страданиям;
3)вызывает страх стать жертвой насилия;
4)служит причиной применения насилия в реальной жизни.
Как отмечает, С.Р. Лэмсон, «дети приучатся к мысли, что насилие в обществе - это нормально, боятся стать жертвой преступника и менее готовы к тому, чтобы помочь жертве преступления. Они растут более агрессивными и жестокими».
В некоторых работах социологов СМК является – один из важных институтов общества. И то, что СМК является «четвертой властью», знали давно.
Как было, выше сказано СМК включает, в себя широкий спектр форм, таких как телевидение, газеты, фильмы, журналы, радо, реклама, видеоигры и компакт-диски. Такие средства массовой информации, как газеты и телевидение, оказывают широкое влияние на нашу жизнь и на общественное мнение.
Радио
Технический прогресс индустриальной эпохи невозможно представить без радио. Именно радио стало основой «галактики» Маркони, который стал основоположником радиотелеграфии и сыграл важную роль в распространении радио как средства коммуникации. В 1897 году Маркони получил патент на аппарат электросвязи без проводов и организовал АО «Маркони и К°» (параллельно с ним успешные опыты по проведению сигнала при помощи электромагнитных волн проводил русский изобретатель А. С. Попов). В 1901 году Маркони впервые осуществил радиосвязь через Атлантический океан. В 1909 году ему была присуждена Нобелевская премия. [9;96]
У радио, как и у других СМК, есть свои секреты, своя магия. Оно приходит к нам осязаемо, "с приватной и интимной прямотой взаимоотношений". У него есть магическая способность прикасаться к далекому и забытому через исторический или литературный текст; оно расширяет и наше восприятие современного мира. Будучи мощным фактором аудитной культуры, радио гораздо больше, чем телефон и телеграф, соперничает с письменной культурой и природой самой человеческой речи. По сути, в 1920-е -1940-е годы радио заметно потеснило «галактику Гутенберга» с ее письменными, визуальными ценностями.
С появлением радио произошли коренные изменения в драматургии и поэзии (как явлениях «высокой» культуры), в прессе, системе рекламы. Нельзя проигнорировать и способность радио (наряду с кинематографом) «ретрайбализировать» человечество и почти мгновенно превратить индивидуализм в коллективизм социалистического или фашистского толка, нивелировать человеческую личность, превращая общество в «массы», «толпу». Впрочем, это особая тема нашего исследования, к которой мы еще вернемся.
М. Маклюэн первым поднял вопрос о роли СМК, пытаясь обосновать человеческое равнодушие к социальным последствиям этих радикальных сил. Он недоумевал, почему фонетический алфавит и печатное слово, взорвавшие племенной мир и превратившие его из «закрытого» в «открытое» общество. Функционирующее в рамках специализированных знаний и действий, до сих пор не исследованы в роли «магического трансформатора», почему столь же малое внимание уделено электрической мощи «мгновенной информации», которая обращает социальный взрыв в организационного человека, в разрастающиеся вширь империи, почему, наконец, игнорируется психическое воздействие электронных технологий.[8;88].
Радиовещание продолжает сегодня довольно интенсивно развиваться. Число каналов растет, и все больше ориентируется на целевые аудитории (это молодежные каналы, различные каналы для любителей музыки и др.). Вместе с тем каналов радиовещания, транслирующих программы на всю Россию, немного. И лишь несколько из них охватывают больше аудитории. Это государственные каналы «Радо России», «Маяк», «Юность», «Орфей», а также коммерческие «Русское Радио», «Европа плюс», «Радио-1», «Доброе радио» и некоторые другие. Среди каналов, охватывающих сравнительно большие аудитории радиослушателей можно выделить лишь два, где представлены передачи связанные с книгой и литературой. Это канал "Радио России" и "Радио-1". Наибольшая аудитория у "Радио России" - ведущего государственного канала, который охватывает 96% аудитории страны (в том числе 91,2% сельского населения). Этот канал любят многие радиослушатели в России, и особенно он популярен в сельской провинции. На нем существует ряд передач, поддерживающих чтение и книжную культуру. Это, прежде всего, такие передачи, как "Что читать?", "Книговорот", "Воскресная лапша", "Из старых фолиантов", "Открытая книга", "Классика в полчасика", а также радиоспектакли и др. Есть и передачи с обзорами прессы: "Пресса по диагонали", "АиФ-радиоверсия". На этом канале представлены любимые детьми программы, которые сделаны с учетом детского восприятия. В них действуют игровые и сказочные персонажи, звучат любимые детские песенки. Среди них популярная у детей передача "Детский остров", в которой довольно часто присутствуют представители издательства (и одноименного журнала) "Колобок и два жирафа". В передаче "Литературные чтения" периодически читают и сказки для детей (например, "Конек-горбунок" П. Ершова). Для подростков и юношества есть воскресная передача "Ловушка для подростков", которую любит эта аудитория. Однако издаваемые для подростков книги и повести в журналах в ней обсуждаются довольно редко (возможно, и в связи с тем, что у нас мало издается художественной литературы для этого возраста). В целом же, с нашей точки зрения, несмотря на то, что общая концепция и репертуар этого канала радиовещания гораздо гуманнее и ближе к интересам аудитории, чем, например, телевидение, тем не менее, и здесь число передач для детей и, особенно, подростков ограничено. [23;2].
Похожие статьи:
Теоретические подходы к определению функций социальной работы
Функцией обычно называют внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений или роль, которую выполняет определенный институт, или процесс по отношению к целому. Поэтому при рассмотрении функций социальной работы до ...
Экономическое и финансовое обеспечение
В настоящее время финансирование Службы по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ведется за счет муниципальных средств, выделяемых Детскому дому.
Из них на выплату заработной платы ...
Для чего изучать конфликты?
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не ...