Классическая социология 19 векаСтраница 2
это способы мышления, чувствования и деятельности, определяемые нормами и правилами, находящимися вне индивидов, и наделенные принудительной силой по отношению к конкретному человеку. К социальным фактам относятся законы, обычаи, языки, денежная система, религия и т.д.
Дюркгейм развил идею социальной солидарности
, понимая ее как совокупность условий и факторов, способствующих интегрированию индивидов в сплоченные социальные общности путем создания системы прав и обязанностей, связывающих людей друг с другом. Социальная солидарность основывается на принципе разделения труда. Существует два вида солидарности: механическая солидарность
(принудительная) – доминирует в архаических обществах, основывается на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность
(естественная) – характерна для современного общества и основывается на разделении труда.
Дюркгейм разработал теорию аномии
– состояния общества, для которого характерна слабость или отсутствие социальных норм. Теорию аномии Дюркгейм развивал в русле социологического объяснения самоубийства. Он выделил 4 вида самоубийств: 1) эгоистическое
– человек изолирован от сообщества (Я-основная ценность); 2) альтруистическое
– от чрезмерной привязанности, любви к людям; 3) фаталистическое
– связано с чрезмерной зависимостью от общества; 4) аномическое
– связано с недостатком социальных норм. В центре внимания Дюркгейма стояло взаимоотношения индивида и общества. Общество выступает как внешний фактор, осуществляющий контроль над действиями индивида, но общество должно быть организовано, а индивид – воспитан. Общество, по Дюркгейму, существует в индивидах и через индивидов. Оно является композицией и идеей верований, чувств, которые реализуются индивидами. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике – методы должны быть объективными. Социальные факты должны изучаться на основе наблюдения.
Похожие статьи:
Проблемы развития образования в России.
Перемена ситуации в России внесла много корректив в деятельность образовательных систем. Учеными, практиками, публицистами выделено несколько кризисных черт образования. Резкое сокращение финансирования привело к искажению системы воспрои ...
Программа исследования
Информацию, необходимую для проверки выдвинутой нами гипотезы, мы намеревались получить в процессе проведения социологического опроса, во время которого выяснялось субъективное мнение 100 респондентов – учащихся 10–11 классов, а также 10 ...
Регулирование рынка труда
Регулирование рынка труда не было введено вплоть до начала 70-х годов, а активная политика на рынке труда в более широком масштабе начала проводиться только лишь с конца 70-х годов, хотя концепция такой политики была разработана уже в 50- ...