Социализация личности – сущность и содержание
Процесс становления и развития личности называется социализацией
. Он начинается в младенчестве и смертью человека. В процессе социализации люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, т.е., приобретают свое социальное "Я".
Социализация носит двунаправленный характер. Старшее поколение передает молодым нормы и ценности, и усваивает новые, выработанные молодыми поколениями. Человек становится личностью только во взаимодействии с себе подобными. Если человеческий ребенок попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными
(дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.
Предназначение процесса становления своего социального "Я" - поиск человеком своего социального места в общественном разделении труда. У новорожденного нет личности, нет "Я". Он не может различить границы между собой и не собой. По мере овладения прямохождением, речью, развитием мышления, сознания ребенок начинает выделять свое "Я" из понятия о других. Н. Смелзер выделил четыре основных механизма социализации детей — имитация, идентификация, стыд и вина. Дети в процессе становления "Я" пробуют различные модели поведения, по реакции окружающих определяя, что делать позволительно, а что нельзя. В дальнейшем всю жизнь мы считаемся с реакцией на наше поведение других людей, с учетом их мнения и оценок поправляем свои действия. Таким образом, наше "Я" обитает одновременно и в нашем теле и вне его. "Я" в нашем теле - сумма психических процессов. "Я" вне тела - социальные отношения.
Успешная социализация возможна только в сочетании трех основных факторов социализации: 1. биологические
– наследственность; 2. психологические– психические особенности человека; 3. социальные
– экономическая система, политический режим, развитие культуры. Существует несколько различных типов социализации: 1. ненаправленная социализация
– стихийная, неосмысленная; 2. направленная социализация
– система средств воспитания личности, разработанная в различных общественных институтах и организациях. Ненаправленная и направленная социализация может друг с другом согласовываться, гармонизироваться, противоречить.
Похожие статьи:
Особенности
патронатного воспитания. Отличие патронатного воспитания от других форм устройства
детей-сирот
Как уже было сказано, патронатное воспитание является наиболее гибкой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрим основные различия между основными формами – приемная семья, опека (попечительство) ...
К вопросу о соотношении понятий «имидж» и «бренд»
Центральной гносеологической проблемой теории имиджа является неопределенность имиджа как конструкта. Данное понятие является часто смешиваемым с такими понятиями, как «образ», «стереотип», «деловая репутация», «бренд» и др.
Целью данной ...
Основные определения
Под ксенофобией будем понимать враждебность к «другим», в первую очередь определяемым в расовых, этнических и религиозных терминах.
Проявления ксенофобии могут носить и более-менее безобидный характер - стереотипы и предрассудки в отноше ...