Социализация личности – сущность и содержание
Процесс становления и развития личности называется социализацией
. Он начинается в младенчестве и смертью человека. В процессе социализации люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, т.е., приобретают свое социальное "Я".
Социализация носит двунаправленный характер. Старшее поколение передает молодым нормы и ценности, и усваивает новые, выработанные молодыми поколениями. Человек становится личностью только во взаимодействии с себе подобными. Если человеческий ребенок попадает в стаю животных, оно становится животным. Таких детей называют феральными
(дикими) людьми. В человеческое общество они не могут войти, т. к. им не у кого было учиться языку, правилам поведения, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому.
Предназначение процесса становления своего социального "Я" - поиск человеком своего социального места в общественном разделении труда. У новорожденного нет личности, нет "Я". Он не может различить границы между собой и не собой. По мере овладения прямохождением, речью, развитием мышления, сознания ребенок начинает выделять свое "Я" из понятия о других. Н. Смелзер выделил четыре основных механизма социализации детей — имитация, идентификация, стыд и вина. Дети в процессе становления "Я" пробуют различные модели поведения, по реакции окружающих определяя, что делать позволительно, а что нельзя. В дальнейшем всю жизнь мы считаемся с реакцией на наше поведение других людей, с учетом их мнения и оценок поправляем свои действия. Таким образом, наше "Я" обитает одновременно и в нашем теле и вне его. "Я" в нашем теле - сумма психических процессов. "Я" вне тела - социальные отношения.
Успешная социализация возможна только в сочетании трех основных факторов социализации: 1. биологические
– наследственность; 2. психологические– психические особенности человека; 3. социальные
– экономическая система, политический режим, развитие культуры. Существует несколько различных типов социализации: 1. ненаправленная социализация
– стихийная, неосмысленная; 2. направленная социализация
– система средств воспитания личности, разработанная в различных общественных институтах и организациях. Ненаправленная и направленная социализация может друг с другом согласовываться, гармонизироваться, противоречить.
Похожие статьи:
Анкета исследования
1. Были ли случаи , когда ваш ребенок приходил домой в нетрезвом состоянии. А) да ; Б) нет;
2. Если вы узнали , что Ваш ребенок употребляет спиртные напитки, Ваши действия.
А) объясню, сколь вредно это;
Б) Буду следить, чтобы это впред ...
Основные проблемы семьи
В качестве наиболее актуальных проблем современной семьи можно назвать следующие:
Жилищная проблема. С переходом к формированию рынка жилья приобрести его самостоятельно, с помощью родителей или предприятия может лишь незначительное мень ...
Наркоманизация как социальное явление. Исторический
аспект наркомании
В обычном понимании наркомания - это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами наркотических веществ, для того, чтобы впасть в одурманенное состояние. Такое состояние могут вызвать истинные наркотики - опи ...