SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Основные показатели уровня жизни населения
Страница 2

Информация о социологии » Социальное неравенство и бедность в рыночной экономике » Основные показатели уровня жизни населения

Возможны три аспекта изучения уровня жизни:

1) применительно ко всему населению;

2) к его социальным группам;

3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

Обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

В 1918 году были проведены первые в советское время исследования рабочего бюджета и быта, а также первые попытки рассчитать прожиточный минимум. Прожиточный минимум рассчитывался как физиологический и основной статьей расхода в нем были затраты на питание. В начале 30-х годов расчеты по исчислению прожиточного минимума были прекращены по идеологическим соображениям и возобновились лишь в 60-х годах.

До 1990 года социально-экономические науки по идеологическим соображениям избегали употреблять термин «бедность» и вместо него

использовался термин «малообеспеченность». По мнению Н.В. Черниной, «ретроспективную, очень нерегулярную оценку масштабов бедности можно дать, лишь начиная с 1975 г., когда было введено пособие для малообеспеченных семей. Именно тогда государство установило порог бедности, объявив критерием в проверке нуждаемости душевой доход в семье, равный 50 руб. в месяц (без учета структуры семьи). На этом уровне были установлены гарантированный уровень минимума заработной платы и минимальная пенсия».

21 мая 1991г. Указом Президента СССР «О минимальном потребительском бюджете» минимальные потребительские бюджеты официально, на государственном уровне, были введены в практику осуществления социальной политики. Затем Указом Президента России № 210 от 2 марта 1992г. «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» предусмотрено органам исполнительной власти на местах определить региональные уровни прожиточного минимума, исходя из особенностей потребления и ресурсных возможностей на местах и в увязке с соответствующими общереспубликанскими показателями.

Соответствующая методика была создана, и до 1999г. включительно величина прожиточного минимума рассчитывалась на основе «Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации», утвержденных 10 ноября 1992г. Минтрудом России. В соответствии с этой методикой прожиточный минимум рассчитывался нормативно-статистическим путем. Его величина представляла собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низко доходных групп населения. Для каждого домохозяйства величина прожиточного минимума определялась исходя из его фактического состава как сумма соответствующих показателей по различным социально-демографическим группам населения.

Однако методические рекомендации, утвержденные 10.11. 1992г., в силу объективных причин, связанных с развитием процесса социально-экономических преобразований в стране и существенными изменениями в уровне и структуре потребления населения, стали все в меньшей степени отражать действительность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Теоретические основы технологии социального проектирования. Общенаучные принципы социального проектирования
В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, ...

Социальное услуги, оказываемые гражданам
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственным ...

Социальное обслуживание семьи
СО семьи - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru