SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Теоретико-методологические основы проблемы изучения роли религии и религиозных организаций в жизни общества. Основные подходы к пониманию религии как социального явления
Страница 1

Информация о социологии » Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества » Теоретико-методологические основы проблемы изучения роли религии и религиозных организаций в жизни общества. Основные подходы к пониманию религии как социального явления

Религия как социальное явление существует, по-видимому, так же долго, как и человечество. Само слово встречается как в художественной литературе, так и в научных текстах, и в обыденной речи, но при этом в сам термин, как правило, вкладывается различное содержание. Философы, историки, социологи и психологи, изучавшие религию как социальное явление, также далеко не едины в определении её сущности. Зачастую они пытались выделить самый главный, на их взгляд аспект, игнорируя всё, что не подтверждает или противоречит ему. В качестве примера такого подхода можно привести утверждения, приведённые в статье А. Кулакова «Что такое религия?» [6, с. 40]: www.mixedbanks.ru

§ Цицерон (106–43 г. до н.э., Древний Рим): религия – просвещённое, городское, «культурное» и цивилизованное верование в противовес дикому суеверию.

§ Священник С.Н. Булгаков (1871–1944, Россия): религия есть опознание Бога и переживание связи с богом.

§ Б. Спиноза (1632–1677, Нидерланды): религии – отражение неуверенности, страхов и колебаний человека.

§ Л. Фейербах (1804–1872, Германия): боги – воплощённые осуществлённые желания человека.

§ К. Маркс (1818–1883, Германия): религия – извращённая форма общественного сознания, которая порождена бессилием человека и у которой нет самостоятельной истории.

§ М. Вебер (1864–1920, Германия): религия является способом придания смысла всякому социальному действию.

§ З. Фрейд (1856–1839, Австрия): религия – универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями. В человеческой культуре она играет роль средства защиты от индивидуального невроза.

§ К. Юнг (1875–1961, Швейцария): религия выполняет для людей функцию «мироупорядочения» мышления.

§ Э. Фромм (1900–1980, США): религия – любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая даёт индивиду систему ориентации и объект поклонения.

§ М. Хайдеггер (1889–1976, Германия): религия подобна евангельскому «хождению по воде», она состоит в стремлении выйти за обыденное в невозможную и невообразимую реальность.

В настоящее время религию определяют как «мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога или богов». [3, 286]

Также неоднозначно, как определение, трактовалась и её роль в жизни общества. Как отмечает Я.С. Яскевич, «в традиционной для советских общественных наук официальной иерархии ценностей религия занимала одно из первых мест с отрицательным знаком, как явление, препятствующее созданию идеального коммунистического общества. Стремление лишить религию объективных причин её существования не только в древности и в средневековье, но и в наше время, отнять у неё духовное, гуманитарных, культурные функции в обществе не могли не сказаться отрицательно на развитии самого общества и его членов». [4, с. 327]

Роль религии в обществе можно проиллюстрировать массой исторических примеров, начиная от возникновения социальных институтов до религиозных войн. Ей присущи как интегративная, так и дезинтегративная функции; следовательно, она может содействовать сплочению людей одной веры, одной страны за сохранение независимости, выступать в качестве основы национальной идеологии. В качестве примера можно привести роль ислама в образовании Арабского халифата или роль православной церкви в процессе освобождения Руси от монгольского ига. Но если в обществе имеются различные противостоящие друг другу конфессии, то религия будет ещё больше раскалывать его, провоцируя религиозные и социальные конфликты. К сожалению, в настоящее время мы видим массу подобных примеров.

Коммуникативная функция религии проявляется в том, что она устанавливает и укрепляет общение и взаимодействие между единоверцами, содействуя их объединению. Важными и значимыми являются компенсаторная и психотерапевтическая функция религии. Первая заключается в том, что «религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане, как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования». [4, с. 328]. И тогда реальное угнетение может быть преодолено «свободой в духе», разобщённость и изоляция заменяются братством в общине.

Религиозная вера в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности зачастую воспринимается как реабилитационное и психологическое средство: во время совершения религиозных действий снимается стресс, верующий может погружаться в состояние медитации, получает утешение, может достигать катарсиса. «Повышение интереса к религии связано и с тяготами современной социальной жизни. Кризис экономики, чувство растерянности и неуверенности в завтрашнем дне, материальные трудности актуализируют религиозные представления в сознании людей, приводят их в общины конфессий» – отмечают авторы книги «Конфессии в Беларуси» [2, с. 320]. Этот вывод подтверждается и данными социологических опросов, проводившихся в Гомельской области: «Если в ноябре 1989 г. к числу атеистов относили себя 65%, то в сентябре 1994 г. их было только 32,5, т.е. на 30% меньше. Среди респондентов значительно увеличилось количество верующих: с 22% в 1989 г. до 43, 4% в 1994 г.». [2, с. 319]

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Политика и стратегия формирования оплаты труда
В 60-е годы политика солидарности в установлении заработной платы в основном была направлена на то, чтобы сократить различия в ее размере для работников приблизительно одного уровня подготовки и умений, занятых в различных производственны ...

Социальное взаимодействие в символическом интеракционизме
Проблема социального взаимодействия для социальных наук не является новой. Ее разработка велась в рамках различных направлений как отечественной, так и зарубежной общественной мысли. Одним из наиболее заметных в западной социологии и соци ...

Реализация социальных программ
Как уже говорилось ранее, сегодня в России существует огромное количество социальных проблем, возникших вследствие сложного процесса социально-исторического развития нашего государства, и ныне требующих безотлагательных решений. Это разли ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru