Возникновение и развитие социологии религииСтраница 1
Одна из первых серьезных попыток создания социологии как самостоятельной научной дисциплины принадлежала О. Конту (1798–1857), который ввел в научное употребление само понятие «социология». В процессе его исследований общественной жизни встал вопрос о том, что лежит в основе социального порядка и какова роль религии. Ответ был дан в выдвинутой Контом «законе трех стадий истории». Первая стадия – религиозная, теологическое состояние, когда в человеческом обществе и сознании господствуют не имеющие доказательств фикции, выдумки. Вторая стадия – философская, метафизическое состояние, когда господствует абстракция, чисто умозрительные спекулятивные построения принимаются за реальность. Третья стадия – позитивная, когда с помощью науки достигается точна оценка существующего положения вещей. Каждое из этих «трех состояний умов» образует основу всей социальной организации. Теологическое состояние обуславливает военно-авторитарные режимы и таким образом обеспечивает «гармонизацию» противоречивых интересов, препятствует распаду социальной системы. Конт признавал неизбежный конфликт между наукой и религией. Он разработал «позитивную религию» – культ человечества, единого «великого существа», огромного социального организма. Иную форму позитивистская социология приняла у Г. Спенсера (1820–1903), считавшего религию попыткой постижения непознанного. В религии он видел принцип социальной непрерывности, который гарантирует соответствующую идентичность общества. По мнению Спенсера религия усиливает семейные связи, служит основой управления поведением людей, усиливает национальное единство, оправдывает институт собственности. Конт и Спенсер считали религию средством достижения «единства», «координации». К. Маркс (1818–1883) так же рассматривал религию в ее взаимосвязях с обществом. Он впервые показал, что религия есть социальный феномен. Она включена в систему общественных связей, отношений и корениться в социальных структурах. В них следует искать объяснения религии. Понимание религии как социального феномена означает, что она выполняет реальные функции в жизни общества. Религия, по Марксу, есть идеология, ее самая ранняя исторически первая форма. И ее социологическая функция идеологическая. С точки зрения Э. Дюркгейма (1858–1917) религия отвечает важной социальной потребности: обеспечивать солидарность в обществе. Источник религии – само общество. Он определял религию как «единую систему верований и действий, относящихся к священным, т.е. к отдельным, запрещенным вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен». Он пришел к выводу, что источник религии – самый социальный способ существования людей. Наряду с Дюркгеймом основоположником социологии религии считается немецкий ученый М. Вебер (1864–1920). Он рассматривал религия как мотив социального действия, как ориентацию, направляющую активность человека на цели, связанные с хозяйственными, социальными, политическими, психологическими факторами. Важнейший аспект исследования религии М. Вебера – анализ форм институционализации религии, ее типология. Он исследовал главным образом мировые религии и их влияние на ход истории. В работе «Протестантская этика духа капитализма» (1904–1905), которая сделала его известным, он исследует влияние христианства на историю Запада. развитие функционального анализа религии после Дюркгейма связано с исследованиями религии английским социальным антропологом и этнологом Б. Малиновским (1884–1942). Свои выводы по социологии религии он изложил в книге «Магия, наука и религии», вышедшей в 1945 году. Б. Малиновский выделил основные функции религии в любом обществе: ru.musictext.net
– восстановление единства группы в кризисных ситуациях;
– смыслополагающая;
Похожие статьи:
Социология как наука
По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее – самый важный и сложный, поэтому она – своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изу ...
Приложения
Приложение 1
Программа обучения кандидатов в замещающие семьи
Цели программы:
Ø Познакомить участников занятий с нормативно-правовой основой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в семьи граждан.
Ø По ...
Сущность, принципы политики государства по охране
здоровья матери и ребенка
Первоосновой системы защиты материнства и детства выступает правовая база.
Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.
В качестве государственной правовой базы ...