SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Возникновение и развитие социологии религии
Страница 1

Информация о социологии » Социология религии » Возникновение и развитие социологии религии

Одна из первых серьезных попыток создания социологии как самостоятельной научной дисциплины принадлежала О. Конту (1798–1857), который ввел в научное употребление само понятие «социология». В процессе его исследований общественной жизни встал вопрос о том, что лежит в основе социального порядка и какова роль религии. Ответ был дан в выдвинутой Контом «законе трех стадий истории». Первая стадия – религиозная, теологическое состояние, когда в человеческом обществе и сознании господствуют не имеющие доказательств фикции, выдумки. Вторая стадия – философская, метафизическое состояние, когда господствует абстракция, чисто умозрительные спекулятивные построения принимаются за реальность. Третья стадия – позитивная, когда с помощью науки достигается точна оценка существующего положения вещей. Каждое из этих «трех состояний умов» образует основу всей социальной организации. Теологическое состояние обуславливает военно-авторитарные режимы и таким образом обеспечивает «гармонизацию» противоречивых интересов, препятствует распаду социальной системы. Конт признавал неизбежный конфликт между наукой и религией. Он разработал «позитивную религию» – культ человечества, единого «великого существа», огромного социального организма. Иную форму позитивистская социология приняла у Г. Спенсера (1820–1903), считавшего религию попыткой постижения непознанного. В религии он видел принцип социальной непрерывности, который гарантирует соответствующую идентичность общества. По мнению Спенсера религия усиливает семейные связи, служит основой управления поведением людей, усиливает национальное единство, оправдывает институт собственности. Конт и Спенсер считали религию средством достижения «единства», «координации». К. Маркс (1818–1883) так же рассматривал религию в ее взаимосвязях с обществом. Он впервые показал, что религия есть социальный феномен. Она включена в систему общественных связей, отношений и корениться в социальных структурах. В них следует искать объяснения религии. Понимание религии как социального феномена означает, что она выполняет реальные функции в жизни общества. Религия, по Марксу, есть идеология, ее самая ранняя исторически первая форма. И ее социологическая функция идеологическая. С точки зрения Э. Дюркгейма (1858–1917) религия отвечает важной социальной потребности: обеспечивать солидарность в обществе. Источник религии – само общество. Он определял религию как «единую систему верований и действий, относящихся к священным, т.е. к отдельным, запрещенным вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину, называемую Церковью, всех тех, кто им привержен». Он пришел к выводу, что источник религии – самый социальный способ существования людей. Наряду с Дюркгеймом основоположником социологии религии считается немецкий ученый М. Вебер (1864–1920). Он рассматривал религия как мотив социального действия, как ориентацию, направляющую активность человека на цели, связанные с хозяйственными, социальными, политическими, психологическими факторами. Важнейший аспект исследования религии М. Вебера – анализ форм институционализации религии, ее типология. Он исследовал главным образом мировые религии и их влияние на ход истории. В работе «Протестантская этика духа капитализма» (1904–1905), которая сделала его известным, он исследует влияние христианства на историю Запада. развитие функционального анализа религии после Дюркгейма связано с исследованиями религии английским социальным антропологом и этнологом Б. Малиновским (1884–1942). Свои выводы по социологии религии он изложил в книге «Магия, наука и религии», вышедшей в 1945 году. Б. Малиновский выделил основные функции религии в любом обществе: ru.musictext.net

– восстановление единства группы в кризисных ситуациях;

– смыслополагающая;

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Социальные отношения в "Информационной экосистеме"
Говоря о формировании общепланетарной "информационной экосистемы", или "информационного общества", американская исследовательница Ш.Вентурелли замечает, что такое общество "может стать богатейшим источником созида ...

Природа социального конфликта.
Выяснение природы социального конфликта и его сущности во многом является исследовательской задачей. Это связано с тем, что конфликт относится к сложным явлениям, отличающимся многообразием форм проявления и уровней состояния. Он имеет ме ...

Коллективный субъект исторического творчества
Человек, будучи субъектом исторического творчества, может выступать таковым в различных проявлениях. Это может быть конкретный индивидуум, например, великий исторический деятель, группа лиц, которые оказывают существенное влияние на истор ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru