Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения
эффективности его деятельностиСтраница 2
Гностические умения:
1. Оценивать проблемы и потребности клиентов, способы их удовлетворения, эффективность проделанной работы;
2. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать или прекратить, усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами; www.greatarts.ru
3. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии.
Проектировочные умения:
1. Разрабатывать планы совместных действий с клиентом, включающие
выбор необходимых средств, составление графика работы, формулирование конкретных задач и определение контрольных дат.
Конструктивные умения:
1. Развивать способности, активность клиента в решении имеющихся проблем, преодоление стрессовых ситуаций;
2. Находить и приводить в действие ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей клиентов;
3. Участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными
к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые таковыми не являются;
4. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;
5. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями.
Коммуникативные умения:
1. Устанавливать контакты, проводить интервьюирование, вести переговоры, сотрудничать с представителями смежных профессий;
2. Своевременно предоставлять клиентам необходимую информацию;
3. Вовремя и точно применять вербальные и невербальные коммуникативные приемы, определять время и способы вмешательства, выступать формальным и неформальным лидером.
Организаторские умения:
1. Связывать людей с системами, которые обеспечивают их ресурсами,
2. Создать и развивать официальные и неофициальные сети социальной поддержки человека, содействовать их организационному совершенствованию;
3. Вести необходимые записи и готовить отчеты.
Специализированные умения
- это умения детерминированные профилем профессиональной деятельности социального работника, его специализацией [16].
При характеристике требований к специалисту используются термины "компетенция", "компетентность".
Компетенция - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом
Компетенция в широком смысле этого слова понимается, как "способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то"[19].
Термин "компетентность" является междисциплинарным и используется во многих гуманитарных науках, в том числе и в социальной работе.
Профессиональная компетентность означает: во-первых, соответствие уровня и содержания знаний и умений работника уровню и содержанию выполняемых им должностных обязанностей, предоставляемым правам; во-вторых, наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; в-третьих, умение работника практически действовать, сделать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты.
Ученый Старк и его коллеги определили профессиональную компетентность как сочетание шести различных типов:
1. Концептуальная (научная) компетентность (понимание базовыми профессиональными навыками).
2. Инструментальная компетентность (владение базовыми профессиональными навыками).
3. Интегративная компетентность (способность сочетать теорию и практику).
4. Контекстуальная компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды в которой осуществляется практическая деятельность.
5. Адаптивная компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессии и быть готовым к ним).
6. Компетентность в межличностной коммуникации (умение эффективно пользоваться письменными, устными и другими средствами коммуникации).
Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее:
1. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;
2. Разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;
3. Развить способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;
4. Связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;
5. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;
6. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;
Похожие статьи:
История становления и развития социологии. Становление
социологических идей
Развитие социальных идей тесно связано с развитием философии. Именно в недрах философского знания, а конкретнее, в сфере социальной философии необходимо искать предтечу современной социологии. Зарождение социальной философии происходит в ...
Современная семья и ее проблемы
Семья — древнейший институт человеческого общества — прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек «без роду, без племени» вообще не мог существовать, через «большую семью», вмещавшую под одной крышей нескол ...
Социальные условия жизнедеятельности работников в Швеции. Общие сведения
На протяжении первых десятилетий после Второй мировой войны Швеция оказалась в состоянии поддерживать относительно высокие темпы роста ВВП в сочетании с полной занятостью, значительной экономической безопасностью и довольно равномерным ра ...