Трудотерапия как метод социальной реабилитации в условиях
психоневрологического интернатаСтраница 2
Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Учебные тренирующие или производственные задания по своей структуре, объему или времени должны быть посильными, но при этом выполнять тренирующую роль и вызывать дозированное напряжение психофизиологических систем организма больного [14].
Трудовая терапия приобретает особое значение для реабилитации психически больных с выраженными психическими расстройствами, которые надолго изолируются от общества и близких. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.
Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в психоневрологических интернатах служат лечебно-трудовые мастерские, подсобные хозяйства, спеццехи.
Лечебно-трудовые мастерские (далее ЛТМ) представляют собой основную базу для организации трудовой деятельности клиентов, где осуществляется производительный труд, где инвалид может убедиться в результатах труда, увидеть его «конечный» продукт. Лечебно-трудовые мастерские представлены различными профилями: швейным, столярным, картонажным, сборочным, галантерейным и др.
Подсобные хозяйства включают полеводство, огородничество, садоводство, цветоводство, животноводство и др.
Существенной формой занятости инвалидов трудом в психоневрологических интернатах является зачисление их на штатные должности, что особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение.
Помимо ЛТМ и подсобного хозяйства трудовая деятельность инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате осуществляется по обслуживанию учреждения (хозяйственно-бытовая деятельность) и вне интерната на штатных должностях.
Разновидности профессиональной реабилитации:
1. Общеукрепляющая (тонизирующая) – является средством повышения жизненного тонуса проживающего.
2. Обучение самообслуживанию (социально-бытовая реабилитация) – её цель – устранение беспомощности клиента.
3. Восстановительная – функциональная, медицинская реабилитация (трудотерапия) – её целью является воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему восстановления нарушенных функций.
4. Развлекательная (терапия занятостью) – её цель через досуговую, творческую деятельность развитие трудовых навыков.
5. Профессиональная – направлена на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.
Е.И. Холостова [25] выделяет правила, которыми нужно руководствоваться при назначении трудотерапии:
1. Показания и противопоказания к трудотерапии определяются при индивидуальной оценке физического и психического состояния инвалида и степени функционального повреждения.
2. Назначение трудотерапии осуществляется врачом, который определяет начало трудотерапии и характер – особенности (трудовой режим, дозировку, методику занятий, вид трудовых движений).
3. Трудотерапия включается в систему единой реабилитационной и сочетается с другими используемыми методиками реабилитации.
4. Предпочтительно более раннее начало, легкой и доступной трудотерапии, соответствующей возможностям клиента.
5. Ведущими при её назначении являются медицинские показания, но эффект от неё гораздо больше, когда дополнительно учитываются особенности и пожелания клиента.
6. Необходим медицинский контроль и оценка эффективности.
Основные составляющие процесса трудотерапии:
1. Учет пожеланий и интересов самого клиента.
2. Требования к труду.
3. Возможности клиента: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы.
4. Мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс.
5. Материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов.
6. Поощрение или вознаграждение за труд.
7. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда).
8. Межличностные отношения клиентов.
9. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда.
Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. О.А. Богданова [3] выделяет главные задачи трудовой терапии инвалидов, которые состоят в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.
Необходимо отметить, что организация трудовой терапии инвалидов в защищенных условиях имеет ограниченные возможности, которые определяются и тяжестью состояния здоровья инвалидов, и ограниченными реабилитационными ресурсами учреждения.
Похожие статьи:
Социальное обслуживание семьи
СО семьи - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ...
Заключение.
Прохождение производственной практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста в области юриспруденции.
Во время её прохождения будущий юрист применяет полученные в процессе обучения знания, умения и навыки н ...
Общественное мнение и его институционализация
Общественное мнение - понятие, давно вошедшее в обиход исследователей. Оно органически связано с понятием общественности. В социологическом понимании общественность - это множество людей, по численности составляющее значительное большинст ...