Метод синектики
Близкий по технологии к мозговой атаке метод синектики (синектика по-гречески — совмещение разнородных элементов) нередко называют профессиональным мозговым штурмом. Его описание есть у В.Н.Соколова в книге «Педагогическая эвристика», на которой мы и основываемся.
В отличие от мозговой атаки, имеющей дело с непрофессиональным продуцированием идей, синектика предполагает работу постоянных групп, профессионально применяющих различные приемы активизации своего, творческого потенциала. В группы синектики входят представители различных специальностей, научных дисциплин, возрастных групп и т. п.
Требования к участникам группы в отношении их умений:
· преодолевать инертность мышления, выделять сущность задачи и формировать взгляд на нее со стороны;
· организовать работу своего мышления в виде свободного раздумья и. фантазии; задержать дальнейшее развитие найденных и верить в существование лучших идей;
· благожелательно воспринимать и развивать чужие идеи; целенаправленно и уверенно работать над задачей, не сомневаясь в своих способностях и способностях товарищей;
· увидеть в обычном необычное и наоборот; выявлять особенное и использовать его в качестве исходного этапа творческого поиска.
Оптимальная численность группы 5—7 человек, их готовят к работе в течение 8—12 месяцев (общенаучная, профессиональная и психологическая подготовка). Цель группы — нахождение творческих решений возникшей проблемы. На сессии синекторов идет поиск таких решений на основе следующих принципов:
• творческий процесс познаваем;
• творческий процесс одного лица подобен творчеству коллектива;
• поиск рационального решения и творческие способности можно активизировать.
До сессии синекторов проблема формулируется в общем виде, но никто, кроме руководителя сессии, не знает конкретных условий решаемой задачи. На сессии обсуждение начинается с выделения некоторых признаков проблемы, а не с ее общей постановки.
Важно, что в поиске ее решения участвуют специалисты по самому содержанию проблемной задачи: они призваны выявить конструктивные гипотезы путем анализа. Формулирование проблемы, перенос гипотез на проблему и выявление их состоятельности составляют результат работы сессии синекторов.
Похожие статьи:
Театр глухих. «Пиано» – театр движения
Существует с 1986 г. при Нижегородской школе-интернате для глухих детей. Дети и подростки, лишенные слуха, обучаются в театре искусству пантомимы и клоунады, танца и актёрскому мастерству. Сегодня в наших силах помочь им войти в чудесный ...
Принципы позитивизма
К числу наиболее важных принципов позитивизма можно отнести следующие: 1. Постулат онтологического натурализма, или утверждение о том, что социокультурные и природные явления качественно однородны. Поэтому общественные процессы должны ана ...
Социально-демографический
потенциал социальных слоев
Социально-демографический потенциал социальных слоев он весьма ощутимо влияет на способность социальных слоев включаться в формирование новых общественных институтов, участвовать в их развитии и укреплении, использовать их в своих интерес ...
