Социальное
взаимодействие в символическом интеракционизмеСтраница 1
Проблема социального взаимодействия для социальных наук не является новой. Ее разработка велась в рамках различных направлений как отечественной, так и зарубежной общественной мысли. Одним из наиболее заметных в западной социологии и социальной психологии направлений, непосредственно обращавшихся к различным аспектам социального взаимодействия, а также рассматривавшего его в качестве исходного пункта своего анализа, является символический интеракционизм.
Социальное взаимодействие понимается в традиции символического интеракционизма в качестве процесса, происходящего на двух уровнях: межиндивидуальном и внутриличностном. На межиндивидуальном уровне оно рассматривается в виде специфического взаимодействия, осуществляемого людьми посредством интерпретации ими действий друг друга, которая осуществляется при помощи символов. Здесь взаимное влияние людей друг на друга никогда не бывает прямым, а всегда имеет посредствующую стадию в виде интерпретации действий. “Особенность этой интеракции заключается в том, что люди определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственно действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией или приданием значения действиям другого. Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации между стимулом и реакцией. Использование в процессе взаимодействия символов предполагает осознанное поведение партнеров.
Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что социальное взаимодействие рассматривается Д.Г. Мидом не только как процесс, происходящий между индивидами, но и как процесс внутриличностный.
Межиндивидуальное взаимодействие: непосредственное общение, общение посредством жестов и значимых символов.
Центральным механизмом осуществляемого при помощи символов взаимодействия людей является, по мнению Д.Г.Мида, подражание – способность воздействовать на себя собственными жестами, которыми люди побуждают своих партнеров по взаимодействию к отклику. Особую роль в формировании механизма подражания играет голосовой жест, использование которого позволяет человеку взаимодействовать с самим собой так же, как с другими людьми. Поскольку “индивид может слышать то, что он говорит и, слыша это, стремиться откликнуться так же, как откликается другой”, он начинает относиться к себе так, как относятся к нему другие, т. е. становится объектом для самого себя. А голосовой жест (слово) начинает обретать межиндивидуальное значение.
Каким образом слова, жесты и другие символы обретают свое значение, свой смысл? Почему смысл не является только индивидуальным продуктом?
Ответ на эти вопросы имеет две составляющие. С одной стороны, значение тех или иных вещей закладывается индивидами в процессе их взаимодействий с вещами окружающего мира. Вещь становится значимым объектом лишь, когда индивид выделяет ее из остальных вещей, и обозначает ее по отношению к себе. Поэтому “сознательная жизнь человека . представляет собой сплошной поток формирования значения вещей, с которыми он имеет дело и которые он принимает во внимание”6.
С другой стороны, смыслы тех или иных жестов определяются людьми в процессе сознательного воспроизведения ими социального действия и интерпретаций действий партнеров по взаимодействию на основе механизма подражания. Смысл появляется как отношение между различными фазами социального акта. В этом случае смысл жеста как первоначальной стадии всего социального действия закладывается последующей стадией, то есть заранее определяется будущим завершением социального действия. По мнению Д.Г.Мида, когда индивид вызывает в себе отклик, подобный отклику партнера по взаимодействию, и данный отклик стимулирует контроль индивида за собственным действием, тогда и появляется мышление как способность управлять собственной деятельностью. Осмысленное взаимодействие предполагает использование символов, что возможно лишь в процессе социальной деятельности, где приспособление действий различных людей друг к другу происходит через интерпретацию символов, обладающих смыслом.
Похожие статьи:
Света Губанова (слепая девушка)
Сейчас Свете 22 года, и она точно знает: настало время круто изменить свою жизнь.
- Поеду в Питер в консерваторию. Или переведусь в Москву, - рассуждает она.
Девушку, стоявшую на одной сцене с МонтсерратКабалье, певшей самому Папе Римск ...
Анализ результатов исследования
Работа по данной программе проводилась в период с _ по _ Занятия, продолжительностью 2 часа, проводились два раза в неделю на базе . Всего проведено 12 занятий (с каждой группой) (24 ч.).
В работе по программе участвовало 2 группы учащих ...
Мишель Петруччиани
Мишель Петруччиани (28 декабря1962, Оранж, Франция — 6 января1999, Нью-Йорк, США) — французский джазовый пианист.
Мишель Петруччиани родился в итало-французской семье. Его отец Тони играл на гитаре, а его брат Луи на бас-гитаре. Мишель р ...