Общие теоретико-методологические аспекты основания изучения современного
мирового кризисаСтраница 2
3. Финансовая мировая система. Вплоть до середины 20 века процветала политика колониализма. Более сильные страны открыто грабили более бедные. Но с быстрым восстановлением СССР после войны у США возникли проблемы. В 1953 году демократически выбранный в Иране президент Массадек начал проводить политику национализации иностранных нефтяных компаний. США это не понравилось, но военному вторжению угрожал советский Союз. Тогда ЦРУ отправило своего агента, который осуществил первую «оранжевую революцию» и руками толпы сверг неугодного президента. Новый же президент стал ставленником США и действовал согласно их интересам. Таким образом, появился новый тип экономики – полуколониальный. США всю вторую половину века жила именно за счет всего остального мира, выкачивая из него чуть меньше половины всех потребляемых ресурсов в мире. И только благодаря этому могли поддерживать высокий уровень жизни. Экономическая система построена таким образом, что США всегда нужны были искать новые «страны-жертвы», но мир ограничен, страны «кончились», и теперь США ждет колоссальный крах в ближайшем времени.
Рассмотрим более внимательно потребительство как социальное явление. Итак, потребительство – это особая идеология, специфический тип общественного (и индивидуального) сознания, для которого потребление во всех его формах и разновидностях становится конечной целью и смыслом существования.
Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX–XX веков. Именно классики социологии – М. Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель и др. – дают в своих работах теоретическое обоснование процессов, происходивших в сфере потребления в период с XVIII по XIX век, раскрывая некоторые основные понятия, связанные с этим явлением. Американец Т. Веблен [5], например, в конце XIX в. предложил теорию престижного потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель [11,12] выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Он обратил внимание на то, что мода, по сути, носит классовый характер, будучи средством выражения и установления статусных отличий. Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт [14] предложил концепцию роскоши.
Х. Лейбенстайн [18] выделял функциональный и нефункциональный спрос на потребительские блага (товары). В первом случае имеется в виду спрос на товар, зависящий от его потребительских качеств, во втором – спрос, зависящий от других факторов – эффектов потребительского выбора (эффект присоединения к большинству, эффект табу, эффект Веблена, иррациональный спрос).
Именно эта нефункциональная сторона спроса очень часто становится причиной совершения акта потребления, т.е. товар в данном случае приобретается не ради его функциональных качеств или получения пользы, а ради достижения каких-то других культурных и социальных целей.
Потребительство здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в котором обязан участвовать каждый член общества. Приобретая вещи, он стремится к вечно ускользающему идеалу – модному образцу. Потребляются не сами вещи, а именно отношения – обозначаемые и отсутствующие, включенные и исключенные одновременно; потребляется идея отношения через серию вещей, которая ее проявляет.
Похожие статьи:
Подходы к сглаживанию неравенства
Имеется два подхода к проблеме выравнивания доходов. Сторонники первого считают, что при достижении полного равенства доходов общество добивается максимального удовлетворения нужд потребителей. Действительно, степень удовлетворения потреб ...
Основы технологии социального проектирования. Основания
выделения разновидности социальных проектов при выборе технологии их разработки
и реализации
В современной социологии описаны многие разновидности социального проектирования. Однако недостаточно изучены основания выделения разновидностей социальных проектов, технологий их разработки и реализации. В социологической литературе выде ...
СтивиУандер
Стивен Джадкинс - так зовут Стиви Уандера на самом деле - родился в небольшом городке близ Детройта 13 мая 1950 года. "Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а еще глупее - жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и ...