Общие теоретико-методологические аспекты основания изучения современного
мирового кризисаСтраница 2
3. Финансовая мировая система. Вплоть до середины 20 века процветала политика колониализма. Более сильные страны открыто грабили более бедные. Но с быстрым восстановлением СССР после войны у США возникли проблемы. В 1953 году демократически выбранный в Иране президент Массадек начал проводить политику национализации иностранных нефтяных компаний. США это не понравилось, но военному вторжению угрожал советский Союз. Тогда ЦРУ отправило своего агента, который осуществил первую «оранжевую революцию» и руками толпы сверг неугодного президента. Новый же президент стал ставленником США и действовал согласно их интересам. Таким образом, появился новый тип экономики – полуколониальный. США всю вторую половину века жила именно за счет всего остального мира, выкачивая из него чуть меньше половины всех потребляемых ресурсов в мире. И только благодаря этому могли поддерживать высокий уровень жизни. Экономическая система построена таким образом, что США всегда нужны были искать новые «страны-жертвы», но мир ограничен, страны «кончились», и теперь США ждет колоссальный крах в ближайшем времени.
Рассмотрим более внимательно потребительство как социальное явление. Итак, потребительство – это особая идеология, специфический тип общественного (и индивидуального) сознания, для которого потребление во всех его формах и разновидностях становится конечной целью и смыслом существования.
Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX–XX веков. Именно классики социологии – М. Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель и др. – дают в своих работах теоретическое обоснование процессов, происходивших в сфере потребления в период с XVIII по XIX век, раскрывая некоторые основные понятия, связанные с этим явлением. Американец Т. Веблен [5], например, в конце XIX в. предложил теорию престижного потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель [11,12] выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Он обратил внимание на то, что мода, по сути, носит классовый характер, будучи средством выражения и установления статусных отличий. Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт [14] предложил концепцию роскоши.
Х. Лейбенстайн [18] выделял функциональный и нефункциональный спрос на потребительские блага (товары). В первом случае имеется в виду спрос на товар, зависящий от его потребительских качеств, во втором – спрос, зависящий от других факторов – эффектов потребительского выбора (эффект присоединения к большинству, эффект табу, эффект Веблена, иррациональный спрос).
Именно эта нефункциональная сторона спроса очень часто становится причиной совершения акта потребления, т.е. товар в данном случае приобретается не ради его функциональных качеств или получения пользы, а ради достижения каких-то других культурных и социальных целей.
Потребительство здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в котором обязан участвовать каждый член общества. Приобретая вещи, он стремится к вечно ускользающему идеалу – модному образцу. Потребляются не сами вещи, а именно отношения – обозначаемые и отсутствующие, включенные и исключенные одновременно; потребляется идея отношения через серию вещей, которая ее проявляет.
Похожие статьи:
Причины развития наркомании
Необходимо отметить, что одному человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно немного - любимая песня, книга или просто солнечная погода. Другого ничего не радует: вроде бы все в порядке, но жизнь не приносит удовольствия и подчас пр ...
Семья как социальная группа
Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определённым образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и ...
Управление
впечатлением. Эрвин Гоффман
Эрвин Гоффман отводит важную роль такому виду управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на ...