Функции и основные параметры современной семьиСтраница 3
Нервозность, отсутствие бытовых удобств, постоянная раздражительность, грубость, ссоры, распри, забота только о собственном комфорте, отсутствие милосердия у членов семьи приводят к негативному эмоционально-психологического микроклимата. Такие жизненные условия супругов, а также детей предопределяют депрессивные состояния, эмоциональное перенапряжение, дефицит позитивных эмоций, стрессовые ситуации. К последним могут приводить неумение рационально решать материально-экономические и жилищно-бытовые проблемы, сексуальная дисгармония, конфликтность, прогрессирующее на основе алкоголизма, аморального поведения, наличия у членов семьи таких качеств личности, как ревность, чрезмерная обидчивость, эгоизм, нежелание жертвовать собственными интересами, удобствами ради ближнего.
В последнее время в семьях, особенно молодых, наблюдается много разводов. В условиях социально-психологического стресса молодежь по сути не подготовлена ни морально, ни материально к созданию семьи, не желает иметь детей. По статистическим данным, в Украине распадается каждый второй-третий брак. Однако в отдельных регионах процесс разводов имеет свою специфику. Например, в Житомирской области в 1-4 местах 1994 распалось 80 процентов браков, в Крыму - 65,5 процента, на Кировоградщине распадается треть молодых семей, живущих вместе до пяти лет; в Донецкой области за последние 2 года зарегистрировано 82298 браков, а распалось за этот период - 54193. Такая же картина наблюдается на Полтавщине и в других регионах Украины, причем цифры постоянно растут.
Кроме того, стали распространенными деформированные брачно-семейные процессы: молодежь не хочет официально регистрировать брак, рожать детей, откладывая это до лучших времен. Все эти явления приводят к росту числа внебрачных детей среди очень молодых матерей. Их в Украине родилось в 1993 г. 13,0 процентов в городах и 12,8 процента - в селах. Следовательно, растет число детей рожденных вне брака, в том числе у несовершеннолетних матерей.
Увеличивается количество неполных семей, дети в таких семьях не имеют должного материального обеспечения. Кроме того, воспитание ребенка одним из родителей, преимущественно матерью, негативно отражается на формировании личности как мальчика, так и девочки (2).
В нормальной, благополучной семье все проблемы, как правило, имеют рациональные способы решения, не затрагивая интересы любого из ее членов: каждый имеет свои свободы, возможности удовлетворять собственные потребности. Дезорганизация брачно-семейных отношений приводит к снижению социальной активности человека, сказывается на ее работоспособности, ухудшает состояние психического и физического здоровья, негативно влияет на процесс семейного воспитания, увеличивает количество детских заболеваний, способствует формированию раннего девиантного поведения, невротических, психосоматических расстройств, увеличению суицидных поступков.
Распадение браков способствуют не только сложные материально-экономические и жилищные условия семьи, но и медико-социальная, социально-психологическая и психолого-педагогическая неподготовленность молодежи к семейной жизни, неумение рационально решать семейные проблемы и предотвращать конфликтные ситуации, отсутствие правовых, юридических, медицинских, экономических, сексологических, наркологических и психолого-педагогических знаний, необходимых для молодых супругов.
Воспитательная функция заключается в передаче детям взрослыми членами семьи социального опыта. Правильное семейное воспитание развивает способности, здоровые интересы и потребности ребенка, формирует правильное мировоззрение, позитивное отношение к труду, способствует прививанию гуманных моральных качеств, пониманию необходимости придерживаться правовых и моральных норм жизни, поведения, что способствует развитию физического совершенства детей, укреплению их психического здоровья, выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Эта функция - одна из важнейших. Ее цель - передать подрастающим поколениям в процессе вхождения в систему общественных отношений социального опыта, знаний, ориентаций, норм и ролей, умений и навыков, необходимых для моральной жизнедеятельности. Успех воспитания зависит от воспитательного потенциала семьи, который в свою очередь зависит от ее материальных и бытовых условий, численности и структуры семьи, взаимоотношений, которые складываются между всеми членами семьи, личного примера родителей, их педагогической культуры, специфики самого процесса семейного воспитания.
Похожие статьи:
Понятие и сущность пенсионного обеспечения как основы социальной политики
Российской Федерации на современном этапе
Пенсионное обеспечение - одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного (граждан, получающих пению), так и трудоспособного (будущих пенсионеров). ...
Роль субъективного и объективного факторов в историческом творчестве
В своих действиях люди исходят из потребностей и мотивов, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, т.е. действуют сознательно. Действия индивидов сливаются в поток действий масс, социальных групп, партий, правительств. В ходе ...
Социальная работа по решению проблем неполных семей
Как уже отмечалось, очень часто неполные семьи являются малообеспеченными. Как помочь?
1. Для преодоления низкого уровня занятости формируются комплексные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится обучение людей, оставш ...