«Понимающая» социологияСтраница 1
Неклассическая социология была разработана немецкими мыслителями В. Дильтеем (1833–1911), Г. Зиммелем (1858–1918) и М. Вебером(1864–1920). Они считали, что законы общества и законы природы принципиально противоположны, единых, универсальных законов развития общества не может существовать хотя бы потому, что человек обладает свободой воли, и общество развивается во многом благодаря личностному, индивидуальному «произволу» человека. Социология расположена на границе естествознания и гуманитарных наук, поэтому она и заимствует у них все лучшее. У наук о природе заимствуется приверженность к точным фактам и методология, у гуманитарных - метод понимания и отнесения к ценностям.
Немецкие социологи полагали, что социология должна исследовать индивида и его действия, потому что именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Социолог должен объяснять реальные действия людей на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Только подобный подход превратит социологию в понимающую
и объясняющую науку.
Г. Зиммель и М. Вебер сформулировали основные принципы «понимающей» социологии.
1. Устранить из научного мировоззрения представления об объективности знаний. Социальное знание не должно претендовать на объективность и универсальность своих теорий.
2. Социология должна изучать свершившиеся события, воздерживаясь от т. н. "научных прогнозов".
3. Социологические теории должны строиться по правилам формальной логики и в соответствии с общечеловеческими ценностями. Это избавит науку от субъективного произвола.
4. Отнесение к ценностям, задающим общее направление всему человеческому мышлению должно лежать в основе интеллектуальной деятельности ученого.
5. Изменение ценностных предпочтений социологов определяется социально-историческими обстоятельствами, в которых они действуют.
Г. Зиммель стал основателем формальной социологии
, проведя различие между формой и содержанием в серийном анализе. Социология – это методология всех общественных наук. Социология не имеет своего собственного предмета, но выделяется своим методом. Основная проблема социологии – это изучение социальных отношений в их динамике, становлении, в их противоречивой природе. Социологию интересует не общество и социальная структура сами по себе, а динамичный момент их становления и воспроизводства. Важны микропроцессы, из которых складываются крупномасштабные явления.
Зиммель определял "понимание
" как "вчувствование
" исследователя в действия индивидов с тем, чтобы выявить в совокупном предмете социальных наук чистые формы "социации
" или общения. Социация
является главным предметом изучения социологии. Социации
– это формы, благодаря которым индивиды на основании разных интересов образуют общность для реализации этих интересов. Затем их необходимо систематизировать, обосновать психологически, описать в их историческом развитии. Чистая форма
– это отношения индивидов, социальные отношения, изолированные от конкретных мотивов и других психологических актов.
М. Вебер – крупнейший представитель социологии к. XIX - н. ХХ вв. Для М. Вебера цель социологии – достижение интерпретативного понимания субъективно значимой человеческой деятельности. Деятельность индивидуумов составляет единственную социальную реальность, Вебер выступал против использования обобщающих понятий, если они не связаны с этой деятельностью. Понимание – это систематическое и точное исследование социального феномена. Рациональность "понимания" созвучна рациональности социального. А социальные действия соответствуют некоему "идеальному типу
" (образцу), который выражает суть общественного интереса эпохи.
Похожие статьи:
Практическя часть. Анализ готовности учащихся к единому государственному
экзамену.
Сегодня в 64 регионах России проходят эксперименты по введению в школах ЕГЭ. По данным ВШЭ это позволит сэкономить около 1 миллиарда рублей бюджетных средств и примерно 10 миллиардов рублей средств граждан.
В результате внедрения ЕГЭ в о ...
Семьи, ориентированные на успех ребенка
Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи - кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивает ...
Мужчины о руководителе-женщине
С настоящее время в науке управления сформулировано свыше 80 положительных качеств, каждое их которых имеет свою противоположность. При этом не следует абсолютизировать саму последовательность качеств: это - на первом месте, другое – на в ...