SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Основы социологииРоссийская социология 19-20 вв
Страница 1

Информация о социологии » Основы социологии » Основы социологииРоссийская социология 19-20 вв

Социология в России развивалась с сер. XIX в., но к 20-м гг. ХХ в. приняла собственные оригинальные формы и развилась в соответствии с отечественными национальными культурными традициями и политическими условиями.

К особенностям русской социологической мысли XIX - начала ХХ вв. можно отнести тесную связь с гуманистическими идеалами российской философии, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией и историей.

Первым в России трудами Конта заинтересовался В. Майков. Общество было заинтересовано в познании социальных процессов, социальной реальности в России. Накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки, но теоретическая база для его анализа, и методы исследования, отсутствовали. Д. Милютин, Г. Вырубов, Е.В. Де-Роберти, объявили себя позитивистами уже в 1850-е годы. Д.И. Писарев опубликовал «Исторические идеи Огюста Конта» в журнале «Русское слово» в 1866 году. До революции 1917 года, развитие социологии в России прошло несколько стадий, на которых выделялись специфические направления. Географический детерминизм

. Основной представитель – Лев Ильич Мечников. Его наиболее важная работа «Цивилизация и великие исторические реки» (1889). Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой причинным является географический фактор, фактор воды. Он говорит о том, что природа определяет ход истории. Общество способно к солидарности в условиях освоения природы. Мечников выделяет три эпохи в ходе истории: речную, морскую, океаническую.

К главным представителям дореволюционного этапа можно отнести основателей субъективной социологии

Л. Лаврова и Н.М. Михайловского. Подобно О. Конту и Э. Дюркгейму они полагали предметом социологии общество, выявление закономерностей и направленности его изучения. Суть общественного прогресса они видели в переработке культуры, традиционных общественных форм в цивилизацию. Главной движущей силой и мерилом прогресса объявлялась личность. Усложнение капиталистического общества, углубление разделения труда превращает личность в придаток машины, следовательно, в буржуазном обществе полноценной, всесторонней развитой личности быть не может. Таковой тип личности может появляться только при социализме. К социализму Россия может перейти через развитие коллективистских традиций русской общины, артели и т.п. Методология субъективной социологии основана на идеях Г. Дильтея и Г. Зиммеля.

Крупным ученым социологом был М.М. Ковалевский, неопозитивист, использовавший сравнительно-исторический метод для исследования межгрупповой, межклассовой солидарности и основных законов поступательного движения общественной жизни.

В борьбе с позитивизмом и субъективной социологией сформировалось марксистское направление, представленное либеральными "легальными" (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, М. Туган-Барановский) и ортодоксальными марксистами (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин), которые придерживались взглядов К. Маркса.

Выдающимся русским социологом был Питирим Александрович Сорокин (1889–1968), автор работ «Система социологии» и «Преступление и кара, подвиг и награда», где разрабатывал общую теорию нормативного поведения

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Практическая реализация государственно-правовых основ молодежной политики России. Формы и технологии работы с молодежью в социальных учреждениях регионов России
Говоря о моделях социальной работы с молодежью принято выделять две – интегративную и дефицитную. Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальна ...

Содержание метода статистической группировки и построение аналитической группировки по факторным признакам
Статистическая группировка - это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из них хар ...

Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты этой работы
Реформы образования в России проводятся постоянно. На нашей памяти реформы 1957-го, 1964-го, 1968-го, 1984-го, 1988-го и 1992 годов. После 1992 года слово «реформа» у работников народного образования стало вызывать нервный шок, поэтому се ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru