Основные подходы в изучении личностиСтраница 1
В науке существует множество теорий личности. Можно выделить два наиболее распространенных подхода - социально-психологический и функциональный.
Основателем социально-психологического направления является З. Фрейд. Он выделял в психике личности три уровня - Оно, Я, Сверх-Я. «Оно
» - бессознательное начало, источник энергии, направленной на получение сексуального удовольствия. «Я
» - рационально осознанная часть психики, действующее по принципу реальности, ограничивающее желания бессознательного. «Сверх-Я
» - культурные нормы, воспринятые человеком, заставляющие его действовать в соответствии со стандартами социальной группы и общества.
По Фрейду, становление структуры психики личности происходит постепенно. Новорожденный ребенок - это «Оно», не умеющее определить свои потребности и удовлетворить их. С его развитием под руководством родителей формируется «Я» - ограничение «Оно», чувство ответственности за поступки и т.д. В период детства родители выступают в роли «Супер-Я», наказывая или поощряя ребенка за его поведение. По мере взросления в психике человека оформляется уровень «Супер-Я», который руководит ею всю оставшуюся жизнь.
Процесс формирования личности проходит 4 стадии. Каждая связана с определенным участком тела – эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а затем и «Супер-Я».
1. оральная стадия
: рот у младенца – главная эрогенная зона (получение удовлетворения через процессы приема пищи и сосания).
2. анальная
(контроль за процессами экскреции как первый шаг к самостоятельности).
3. фаллическая
, основное внимание ребенка направлено на половые органы и половые различия. В этот период проявляться Эдипов комплекс и комплекс Электры.
4. генитальная
(юность) – вступление в половую жизнь.
Концепция З. Фрейда и идеи М. Вебера, легли в основу интеракционистской теории личности Чарльза Кули, т. н. теории «Зеркального Я
». Личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Он представлял структуру личности из 3-х элементов:
1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие;
2. Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят в нас;
3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
Процесс зеркального отражения своего «Я» является субъективным процессом и может не соответствовать объективной реальности. В каждом формируются кратковременные внутренние собственные образы – само-имиджи
. Наряду с ними в сознании существует представление о себе – «истинное Я
», которое само-имиджи, накапливаясь со временем, корректируют.
Джордж Мид, основатель символического интеракционизма, считал, что "Я"- самость
продукт социальный. Д. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе с той же меркой, что и к другим людям. Это значит, что внутренне мы одновременно являемся субъектом - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. Структура личности по Миду следующим: «Я-Сам»(I)
- реакция личности на воздействия других людей и общества. «Я-Меня»(Me)
-осознание себя с точки зрения других значимых для него людей - родственников, друзей.
По мнению Мида, процесс формирования личности включает 3 стадии. 1. Имитация
- дети копируют поведение родителей, не понимая его. Ребенок примеряет на себя модели поведения родителей, которые для него являются «значимыми другими
». 2. Игровая стадия
- дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, и т.д. Переход от одной роли к другой развивает способность придавать мыслям и действиям такой смысл, который придают им «значимые другие» - другие члены общества. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я – меня». 3. Нормативная стадия
Похожие статьи:
Репродуктивные права молодежи
Репродуктивные права означают, что у людей есть возможность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь, и они имеют возможности для воспроизводства и свободу принятия решения в отношении его целесообразности, времени и ч ...
Возможность лечения и коррекции
гомосексуального поведения. Лечение гомосексуализма
15 декабря 1973 года состоялось голосование в президиуме Американской психиатрической ассоциации (АРА). В результате голосования 13 из 15 членов президиума поддержали исключение гомосексуализма из списка психических заболеваний. Ряд психи ...
Причины наркозависимости
В настоящее время наблюдается рост числа людей, употребляющих наркотики. Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России, безусловно, самыми вескими являются следующие: развал системы детских и молодежных организаций; резк ...