SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Основные подходы в изучении личности
Страница 1

Информация о социологии » Основы социологии » Основные подходы в изучении личности

В науке существует множество теорий личности. Можно выделить два наиболее распространенных подхода - социально-психологический и функциональный.

Основателем социально-психологического направления является З. Фрейд. Он выделял в психике личности три уровня - Оно, Я, Сверх-Я. «Оно

» - бессознательное начало, источник энергии, направленной на получение сексуального удовольствия. «Я

» - рационально осознанная часть психики, действующее по принципу реальности, ограничивающее желания бессознательного. «Сверх-Я

» - культурные нормы, воспринятые человеком, заставляющие его действовать в соответствии со стандартами социальной группы и общества.

По Фрейду, становление структуры психики личности происходит постепенно. Новорожденный ребенок - это «Оно», не умеющее определить свои потребности и удовлетворить их. С его развитием под руководством родителей формируется «Я» - ограничение «Оно», чувство ответственности за поступки и т.д. В период детства родители выступают в роли «Супер-Я», наказывая или поощряя ребенка за его поведение. По мере взросления в психике человека оформляется уровень «Супер-Я», который руководит ею всю оставшуюся жизнь.

Процесс формирования личности проходит 4 стадии. Каждая связана с определенным участком тела – эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а затем и «Супер-Я».

1. оральная стадия

: рот у младенца – главная эрогенная зона (получение удовлетворения через процессы приема пищи и сосания).

2. анальная

(контроль за процессами экскреции как первый шаг к самостоятельности).

3. фаллическая

, основное внимание ребенка направлено на половые органы и половые различия. В этот период проявляться Эдипов комплекс и комплекс Электры.

4. генитальная

(юность) – вступление в половую жизнь.

Концепция З. Фрейда и идеи М. Вебера, легли в основу интеракционистской теории личности Чарльза Кули, т. н. теории «Зеркального Я

». Личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Он представлял структуру личности из 3-х элементов:

1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2. Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят в нас;

3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Процесс зеркального отражения своего «Я» является субъективным процессом и может не соответствовать объективной реальности. В каждом формируются кратковременные внутренние собственные образы – само-имиджи

. Наряду с ними в сознании существует представление о себе – «истинное Я

», которое само-имиджи, накапливаясь со временем, корректируют.

Джордж Мид, основатель символического интеракционизма, считал, что "Я"- самость

продукт социальный. Д. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе с той же меркой, что и к другим людям. Это значит, что внутренне мы одновременно являемся субъектом - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. Структура личности по Миду следующим: «Я-Сам»(I)

- реакция личности на воздействия других людей и общества. «Я-Меня»(Me)

-осознание себя с точки зрения других значимых для него людей - родственников, друзей.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает 3 стадии. 1. Имитация

- дети копируют поведение родителей, не понимая его. Ребенок примеряет на себя модели поведения родителей, которые для него являются «значимыми другими

». 2. Игровая стадия

- дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, и т.д. Переход от одной роли к другой развивает способность придавать мыслям и действиям такой смысл, который придают им «значимые другие» - другие члены общества. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я – меня». 3. Нормативная стадия

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Функции трудового коллектива
Труд в его широком понимании выполняет социоантропогенетическую функцию. А трудовая организация, коллектив – многофункциональное образование. Его основными функциями являются производственная, совладельческая, организационно-регулятивная, ...

Семья как объект социальной работы
В семье, в значительной мере, зарождаются и прорастают все здоровые предпосылки. Кто и как будет жить и работать в будущем – это зависит от того, каково социальное самочувствие современной семьи, как она растит детей и какие качества им п ...

Социология религии как научная дисциплина
Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время – одной из религиоведческих наук, таких как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той по ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru