Образование в поликультурном обществеСтраница 3
В Ставропольском государственном университете с 1998 года действует Центр социологических исследований, основным направлением работы которого является мониторинг качества учебно-воспитательного процесса в университете. За время работы Центром проведено около 30 исследований по данному направлению, наиболее значимыми из которых являются «Ценностные ориентации студентов СГУ», «Молодежь и общество», «Качество образования как социальная проблема», «Общественные настроения, ценностные ориентации, поведенческие установки студентов студенческой молодежи», «Особенности социализации в высшей школе». Вопросы о результатах воспитательной деятельности в вузах, ценностной системе студентов являются составным элементом всех проводимых Центром исследований.
Обратим внимание, что сами молодые люди вопросы гражданского становления, духовно нравственного и патриотического воспитания считают одной из приоритетных задач молодежной политики в современной России.
Ранжированный ряд приоритетных направлений современной молодежной политики (по результатам опроса молодежи Ставропольского краям)
1. Решение вопросов занятости молодежи
2. Гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание
3. Поддержка талантливой молодежи
4. Поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций
5. Поддержка массового детского и молодежного спорта; научно-исследовательская деятельность
6. Развитие художественного творчества молодежи
7. Информационная и издательско-методическая деятельность
В то же время патриотизм, толерантность не осознаются молодыми людьми как качества, необходимые в современном мире.
Социальные качества, знания, умения, навыки, необходимые для достижения жизненного успеха
(группировка ответов на открытый вопрос)
Группа | Социальные качества, знания, умения, навыки |
Группа 1 – те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили более 50 % респондентов |
1. Целеустремленность (57,7) 2. Коммуникабельность (56,1) 3. Полезные связи (53,3) 4. Профессионализм (53,6) |
Группа 2 – те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили 30-50% респондентов |
1. Предприимчивость (40,7) 2. Опыт (40,0) 3. Трудолюбие (34,4) 4. Честность, порядочность (31,2) |
Группа 3 – те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили 10-30% респондентов |
1. Инициативность (29,5) 2. Удача, везение (27,5) 3. Внешние данные (23,9) 4. Ответственность; мобильность (23,5) 5. Самостоятельность; справедливость (22,8) 6. Умение использовать людей в своих интересах (18,9) 7. Готовность помочь другим, взаимопомощь (18,2) 8. Сила, наглость; гуманность отзывчивость (16,5) 9. Вежливость (16,1) 10. Доброта (10,2) |
Группа 4 – те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили Менее 10% респондентов |
1. Сдержанность (6) 2. Патриотизм (5,6) 3. Законопослушность (4,2) 4. Толерантность (3,9) 5. Конформизм (1,1) |
Патриотизм 39% опрошенных студентов определяют как пассивную «Гордость за свою страну, за то, что тут живу». 42% считают, что патриотизм предполагает определенную активность: 23% выбрали вариант ответа «Готовность служить на благо той страны, в которой живешь»; 18% - «Готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов страны». Для 6% респондентов патриотизм - «пустой звук».
Одной из составляющих патриотизма является отношение к прошлому и будущему своей страны. Соответствующий вопрос был включен в анкету опроса студентов «Особенности социализации в высшей школе». Аналогичные данные исследования 1998 г. «Ценностные ориентации студентов СГУ» позволяют увидеть динамику отношения студентов к прошлому страны.
Динамика отношения студентов к прошлому страны
(данные приведены в % от общего числа опрошенных)
Варианты ответов | 1998 | 2005 |
Историческим прошлым | 26 | 56 |
Местом России в мировом сообществе | 10 | 10 |
Принадлежностью к своей нации | 36 | 32 |
Победой в Великой Отечественной войне | 57 | 57 |
Природными богатствами страны | 35 | 30 |
Демократическими преобразованиями в стране | 4 | 3 |
Культурным наследием | 30 | 37 |
Мощью Вооруженных сил | 15 | 12 |
Сегодня гордиться нечем | 24 | 5 |
Похожие статьи:
Физическое воспитание инвалидов, задачи, приемы, формы
Именно физкультура и спорт в силу активирующего воздействия на организм, на повышение уровня физической подготовки, расширение круга общения, стимуляции "духа состязания" рассматривается как оздоровительная среда.
Физическая ку ...
Социальная работа по охране репродуктивного здоровья молодежи в Республике
Беларусь
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы. Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий ...
Проектное управление
социальной сферы
В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления – «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <…> в том числе формируется современная со ...