SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Представление об Интернете как виртуальной реальности

Информация о социологии » Интернет как новая коммуникативная социальная реальность » Представление об Интернете как виртуальной реальности

Виртуальная реальность изначально рассматривалась как "киберпространство" - "cyberspace". Впервые понятие возникло в фантастическом романе-техноутопии "Neuromancer" У. Гибсона, где киберпространство изображается как коллективная галлюцинация миллионов людей, которую они испытывают одновременно в разных географических местах, соединенные через компьютерную сеть друг с другом и погруженные в мир графически представленных данных любого компьютера. В 1989 году Ярон Ланьер ввёл термин «виртуальная реальность».

С точки зрения феноменологии, социальную реальность можно рассматривать как виртуальную. Согласно Б.С. Сивиринову, феноменологическая социальная реальность обладает теми же признаками, что и виртуальная, прежде всего - ее рефлексивной основой. Под виртуальной реальностью понимается «внутреннее состояние» субъекта, которое может быть вызвано внешними причинами (природными явлениями, компьютерными технологиями, искусством и др.) или внутренними причинами (например, внутренними ощущениями, соматическим состоянием). Наш окружающий мир многообразен, в то время как возможности человека воспринимать его ограничены. Но при этом сознание людей придает действительности множество смыслов. В результате чего возникают системы символов, в этом и проявляется символическая функция человеческого сознания, с помощью которой и происходит виртуализация социальной реальности. Виртуализация в таком случае — это любое замещение реальности ее симуляцией/образом, не обязательно с помощью компьютерной техники, но непременно с применением логики виртуальной реальности.

Таким образом, социальная реальность представляет собой множество виртуальных социальных реальностей, одной из разновидностей которой является Интернет. По Сулеру Интернет характеризуется ограниченным сенсорным переживанием, множественностью личности и анонимностью, уравниванием статусов, размыванием пространственных границ, растяжением и конденсацией времени, неограниченной доступностью контактов. Значит, с помощью Интернета может конструироваться сама социальная реальность. То, что для нас виртуально, для других может представляться реальностью «sui generis».

Возникает вопрос: «Насколько эта виртуальная социальная реальность соответствует действительной реальности и как взаимосвязаны Интернет и другие социальные реальности?» Для начала мы решили выяснить: как респонденты воспринимают «социальную среду» и «Интернет-среду» и себя в них. Для этого было опрошено 23 студента ПГТУ, с помощью разработанного нами инструментария, который основан на методе семантического дифференциала Ч.Осгуда. На первоначальном этапе, на основе полученных корреляций суждений, были сгруппированы шкалы в 5 факторов: оценка, реальность, эмоциональность, значимость, сила. После чего было построено семантическое пространство (СМ) для каждого объекта и вычислен семантический дифференциал (СД). Также была разработана типология респондентов: «активные пользователи», «пассивные пользователи», «non-пользователи Интернета». Последние не представляли интереса для нашего исследования.

В результате анализа данных было выявлено:

1. Респонденты разделяют понятия «социальная среда» и «Интернет-среда». Таким образом, можно сказать, что респонденты не идентифицируют «Интернет-среду» с «Социальной средой» (СД=0,637). Также это проявляется в том, что «Социальная среда» более значима, чем «Интернет-среда», средние значения по фактору «значимость» - 0,72 и 0,14 соответственно.

2. Интересно, что проявление «социальной среды» не так уж и реально для респондентов (среднее значение по фактору «реальность» - 0,16). А для многих респондентов «Интернет-среда» является «полувиртуальной» (среднее значение по фактору «реальность» - (-0,09)).

3. Респонденты одинаково оценивают «социальную среду» и «Интернет-среду» не очень положительно.

4. «Активные» и «пассивные» респонденты воспринимают себя по-разному в «социальной среде» и «Интернет-среде». «Активные пользователи» представляют себя более эмоциональными в «социальной среде» и оценивают себя в большей степени положительно в ней, нежели «пассивные пользователи». Как оказалось, «активные пользователи» представляют себя в социальной среде более эмоциональными, более «сильными» и оценивают себя в большей степени положительно в ней, чем в «Интернет-среде». Это может объясняться тем, что «Интернет-среда» имеет свои ограничения: для «активных пользователей» пропала новизна Интернета, и также они более остро переживают сенсорную ограниченность, меньшие возможности для проявления своей эмоциональности в «Интернет-среде», нежели в «социальной среде».

Таким образом, респонденты выделяют «Интернет-среду» из «социальной среды» как особую реальность, воспринимая ее как «полувиртуальную» или «полуреальную».


Похожие статьи:

Причины употребления наркотиков детьми и подростками
В современных исследованиях среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации именно несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные, психологические и биологические. К социальным факторам относят особенности ...

Социально-демографический портрет бедных
Важнейшей характеристикой бедности является ее профиль – социально-демографический состав населения. На начальном этапе экономических преобразований в России ядро бедных традиционно составляли так называемые социально-уязвимые слои насел ...

Хоакин РодригоВидре
Хоакин РодригоВидре (22 ноября1901, Сагунто — 6 июля1999, Мадрид) — испанскийкомпозитор, один из крупнейших деятелей испанской музыки XX века. В три года, переболев дифтерией, Родриго полностью ослеп. Обучался композиции у Франсиско Анти ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru