Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности
подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Проблема
семейного неблагополучия. Виды и типы неблагополучных семеСтраница 3
4. Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, — не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и юношеском возрасте. www.inminds.ru
Неблагополучные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально-нравственные страдания ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации.
Как правило, неблагополучная семья характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от своих обязанностей.
Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в неблагополучных семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи.
Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ведет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждению от прямых функций по социализации детей, их интеграции в общество как полноправных и полноценных его граждан. Самоустранение родителей от своих обязанностей возникает в связи с отсутствием необходимого уровня общей и педагогической культуры, что требует дополнительных усилий от специалистов школы по социально-педагогическому и специально-психологическому сопровождению неблагополучной семьи. Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершеннолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нужны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи.
Необходимо выделить общие для всех неблагополучных семей особенности. К ним, прежде всего, относятся:
1) категорический отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;
2) уклонение от исполнения родительских обязанностей, перекладывание своих родительских обязанностей на школу;
3) конфликтность всех членов семьи, агрессивное отношение к окружающим;
4) отсутствие надзора за несовершеннолетними;
5) злоупотребление родительскими правами- жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами.
Подводя итоги в данной части работы выделим следующее.
Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «неблагополучная семья». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:
1. Медицинский- это семьи, где наблюдаются медико- биологические отклонения у членов семьи. ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;
2. Социально-административный- семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;
3. Психолого- педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.
Похожие статьи:
Гипотеза исследования
Итак, не одна, не две, а множество разнообразных причин порождают подростковую алкоголизацию. Трудно не согласиться, что серьезнейшим образом сказывается на развитие пьянства юных сограждан пример больше части родителей. Не случайно же де ...
Функции общественного мнения
Как социальный институт развитого общества общественное мнение выполняет ряд функций. Российские социологи В.В. Припечкин и И.А. Андреева выделяют следующие социальные функции общественного мнения [5]:
1. Оценочная - основная гносеологич ...
Семья как социальный институт
Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов. Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признаётся всеми исследователями основным носителем культурных ...