Изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере
работы с неблагополучными подростками. Описание методов
исследования. Тест ТомасаСтраница 1
В нашей стране данный тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
В своем подходе к изучению конфликтным явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтным ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. www.pguides.ru
Для описания типов поведения людей в конфликтным ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими изменениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:
1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. компромисс;
4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Тест эмпатийного потенциала И.М. Юсупова.
Данная методика исследует эмпатию — эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся в сопереживании (идентификация с другим) и в сочувствии (участливое отношение к другому). Позволяет определить как общий уровень эмпатии, так и ее уровни в различных областях человеческой жизни. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и присутствующие в них персонажи, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни, накапливая эмоционально-когнитивный опыт в процессе социализации. Из всего возможного спектра эмпатийных реакций диагностируется только 6 векторов сопереживания: а) с родителями; б) с животными; в) с престарелыми людьми; г) с детьми; д) с героями художественных произведений; е) в межличностных отношениях.
Область применения.
Тест направлен на выявление интенсивностной характеристики эмпатийного потенциала. Он может использоваться как диагностический инструмент для экспресс-анализа при подборе кадров на коммуникативные профессии, а при подготовке студентов психологических и юридических факультетов университетов, медицинских, театральных и педагогических учебных заведений. Возрастной диапазон применимости — не моложе 15 лет.
Процедура проведения.
Диагностика проводится в форме вербального теста с помощью бланковой методики. Стимульным материалом являются 36 суждений, каждый из которых имеет 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да», с которыми субъект может дифференцированно соглашаться или не соглашаться, высказывая, таким образом, свое отношение к предложенным вербализированным социальным ситуациям.
Результат.
Определение показателей по 6 диагностическим шкалам эмпатии, выражающим отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям, а также общий уровень эмпатии.
Тест имеет шкалы неискренности, достоверности и психологической защиты.
Определение коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
Похожие статьи:
Мужчины и женщины в бизнесе: кто
сильнее?
Мужской стиль поведения понятен и предсказуем — это активный, умный и сильный стиль. Женский стиль поведения в настоящее время непонятен. Поэтому женщина сама должна решить, какой на работе и в жизни она будет — сильной или слабой, умной ...
Анализ деятельности специалистов центра по социальной реабилитации детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата
В Кич - Городецком районе в 66 семьях воспитываются 68 детей с ограниченными возможностями здоровья. 27 детей проживает в семьях с Кичменгский Городок, что составляет 40, 9% от всех детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающи ...
Этнополитическая стратификация.
Властные отношения, которые имеют этнонациональную окраску, достаточно многообразны. Четырёхуровневое (союзная, автономная республики, автономная область, национальный округ) устройства СССР было очень грубой формой учёта многообразия нац ...