Определение понятия «этнос» в теориях различных ученыхСтраница 2
Наибольшим распространением среди российских этнологов пользуются дуалистические представления об этносе. Их сущность полнее всего изложена в трудах Ю.В. Бромлея. Исходный пункт этой теории состоит в том, что в этносе будто бы по-разному сочетаются, с одной стороны, так называемые собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия собственно этнических элементов (территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим деление этнос получает якобы двойственную (дуалистическую) природу и как бы два смысла – узкий и широкий. Наиболее часто приводимый случай приложения к реальности узкого и широкого смысла понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, в том числе и в Канаде – это этникос (узкий смысл), а украинцы, обитающие в пределах Республики Украины – этносоциальный организм (широкий смысл). Заслугами дуалистической концепции можно считать, во-первых, широкое распространение представления об этносе как главнейшем объекте изучения этносоциальной науки, а во-вторых, одну из серьезных попыток теоретического решения вопроса о воспроизводстве этноса. www.morebanks.ru
Итак, отметим, что в составе описанных выше этнологических теорий и концепций имеется немало идей, соображений, гипотез и догадок, критическое освоение которых, несомненно, пойдет на пользу науке. Из сказанного также вытекает, что содержание этносоциологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам.
Похожие статьи: