История развития этносоциальных общностей
К наиболее древним этносоциальным общностям относятся племена, в которых социальная структура основана на принципе кровного родства, а родовая экзогамия сочетается с племенной эндогамией. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались между собой своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом – названием. Племена – это форма организации первобытнообщинного строя, которая в различные исторические эпохи существовала на разных континентах земли. Сегодня племена сохраняются в развивающихся странах Африки и Азии. www.intotransport.ru
С разложением первобытнообщинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности – народности. Их образование в период феодализма ведет к замене кровнородственных связей территориальными, к усилению хозяйственных связей и развитию торговли, миграции населения, возникновению частной собственности и сословий. Некоторые племенные языки низводятся до уровня диалектов или исчезают, а один из них превращается в общий язык народности. Современные народности, в том числе и в России, как правило, отличаются преобладанием аграрной экономики, слабым разделением труда, неполнотой социальной структуры, явным доминированием этнических черт в ущерб социально-этнической общности. Еще один важный признак народности – существование во взаимосвязи (в составе) с крупной нацией. Чукчи, ханты, манси, коряки – во взаимосвязи с русской нацией. Уэльская народность (валлийцы) – во взаимосвязи с английской нацией. Этносоциологии и демографы учитывают и такой количественный критерий, как численность этноса. Обычно у народности она не превышает ста тысяч человек, хотя могут быть исключения. Народности – это исторически сложившиеся общности людей, характеризующиеся общностью этнического самосознания, языка, территории, единством хозяйственной и культурной жизни.
Итак, в отличие от племен, народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами – нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.
Похожие статьи:
Общество как социокультурная система. Общество как
социокультурная система
Социология исследует общество в целом, поэтому для социолога важно выяснить универсальные свойства общества. Общество
– исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями. О ...
Основные напровления совершенствования социальной помощь людям пожилого
возраста (на примере работы управления пенсионного фонда города Белгорода). Деятельность Управления Пенсионного Фонда города Бе
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белгороде создается по решению Правительства Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с Федераль ...
Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые
результаты этой работы
Реформы образования в России проводятся постоянно. На нашей памяти реформы 1957-го, 1964-го, 1968-го, 1984-го, 1988-го и 1992 годов. После 1992 года слово «реформа» у работников народного образования стало вызывать нервный шок, поэтому се ...