История развития этносоциальных общностей
К наиболее древним этносоциальным общностям относятся племена, в которых социальная структура основана на принципе кровного родства, а родовая экзогамия сочетается с племенной эндогамией. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались между собой своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом – названием. Племена – это форма организации первобытнообщинного строя, которая в различные исторические эпохи существовала на разных континентах земли. Сегодня племена сохраняются в развивающихся странах Африки и Азии. www.intotransport.ru
С разложением первобытнообщинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности – народности. Их образование в период феодализма ведет к замене кровнородственных связей территориальными, к усилению хозяйственных связей и развитию торговли, миграции населения, возникновению частной собственности и сословий. Некоторые племенные языки низводятся до уровня диалектов или исчезают, а один из них превращается в общий язык народности. Современные народности, в том числе и в России, как правило, отличаются преобладанием аграрной экономики, слабым разделением труда, неполнотой социальной структуры, явным доминированием этнических черт в ущерб социально-этнической общности. Еще один важный признак народности – существование во взаимосвязи (в составе) с крупной нацией. Чукчи, ханты, манси, коряки – во взаимосвязи с русской нацией. Уэльская народность (валлийцы) – во взаимосвязи с английской нацией. Этносоциологии и демографы учитывают и такой количественный критерий, как численность этноса. Обычно у народности она не превышает ста тысяч человек, хотя могут быть исключения. Народности – это исторически сложившиеся общности людей, характеризующиеся общностью этнического самосознания, языка, территории, единством хозяйственной и культурной жизни.
Итак, в отличие от племен, народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами – нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.
Похожие статьи:
От науки – к утопическому проектированию
Подобно многим другим социальным мыслителям XIX в. Конт любил пророчествовать, и эта любовь естественным образом вытекала из фаталистской интерпретации социальных законов. Сегодня одни его предсказания выглядят наивными и смешными, другие ...
Совершенствование системы пенсионного обеспечения пожилых людей города
Белгорода
В 1996 году в области в числе первых регионов страны при поддержке главы администрации области Савченко Е.С., был поддержан эксперимент Пенсионного фонда по созданию Единой пенсионной службы.
Управление Пенсионного фонда Российской Федер ...
Семья как объект социальной работы
В семье, в значительной мере, зарождаются и прорастают все здоровые предпосылки. Кто и как будет жить и работать в будущем – это зависит от того, каково социальное самочувствие современной семьи, как она растит детей и какие качества им п ...