Основные принципы проведения переписей населенияСтраница 3
Некоторые авторы дополняют принцип самоопределения также принципом непосредственного получения сведений от населения
. Но, думается, в этом нет необходимости, поскольку принцип самоопределения перекрывает то, что можно сказать и что обычно говорится о принципе непосредственности.
Принцип конфиденциальности
, или анонимности
, получаемых в ходе переписи сведений является логическим дополнением принципов поименности и самоопределения. Он означает, что счетчикам и другим участникам переписи, имеющим доступ к ее первичным документам, запрещено сообщать кому бы то ни было получаемую в се ходе персональную информацию об опрашиваемых. Информация обрабатывается, используется и публикуется только в статистически обобщенном виде. Нарушение этого принципа влечет в нашей стране ответственность согласно законодательству Российской Федерации. В других странах также установлена ответственность за нарушение принципа конфиденциальности (вплоть до уголовной).
Необходимость строгой централизации управления переписи
вытекает из того, что перепись населения — это сложная и дорогостоящая операция, требующая координации усилий огромного числа участников. Как уже говорилось, данные, полученные в ходе переписи, должны быть сопоставимы независимо от того, кто именно и в какой части страны проводит перепись. Вся собранная информация должна направляться для обработки в единый общенациональный информационно-вычислительный центр.
Все это требует наличия специальных государственных органов, ответственных за проведение переписи. В нашей стране в настоящее время проведение переписи возложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ). В составе Госкомстата имеется специальное Управление демографической статистики, состоящее из трех отделов, один из которых — Отдел переписей населения — и осуществляет непосредственное оперативное и методическое руководство подготовкой и проведением переписей.
В США переписи проводит Бюро цензов Министерства торговли. В других странах также имеются соответствующие органы.
Каждый из таких органов имеет разветвленную сеть региональных и местных подразделений (у нас в стране они называются статистическими управлениями и статистическими бюро при местных администрациях), образующих строгую иерархическую вертикаль.
Вся эта система работает в соответствии с положениями, установленными или законодательно, или специальными правительственными решениями, которые принимаются за несколько лет до проведения переписи и в которых устанавливаются сроки ее проведения, критический момент, ее основные задачи, а также даются поручения другим органам государственной власти в части оказания содействия проведению переписи населения.
Примером такого правительственного акта является Постановление Правительства РФ № 1064 от 22 сентября 1999 г.
В некоторых странах проведение переписей регламентируется конституцией. Например, в США конституция устанавливает обязанность президента и администрации каждые 10 лет проводить переписи населения. Это связано с тем, что на основе данных переписей населения устанавливается число избирателей по территориям и их представительство в конгрессе США. Согласно этому конституционному требованию, начиная с 1790 г. в США каждые 10 лет проводится перепись населения, и за эти 200 с лишним лет не было пропущено ни одной.
Похожие статьи:
Теоретические основы изучения СМК. СМК как социальный
институт
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство. Со времени он приобрел два значения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведен ...
Конфессиональная самоидентификация респондентов. Отношение к культовой
практике
По результатам опроса 2004 г., приводимыми Л.Г. Титаренко, 70,6% опрошенных признали себя православными, 7,9% – католиками, 0,4% – протестантами, 0,2% – мусульманами. [7, с. 38]. Полученные нами данные о конфессиональной самоидентификации ...
Федеральная программа развития образования. Государственные и социальные
гарантии обучающимся
С апреля 2000 г. Федеральная программа развития образования является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования Программа, рассчитанная на 2000-2005 гг., определяет стратегию приоритетного ...