Основные социальные функции семьиСтраница 1
Специфика семьи как социального института обусловлена выполнением ею ряда функций. Назовем основные:
Репродуктивная и генеративная функция заключается в рождении детей и продолжении человеческого рода, что является не только биологическим инстинктом, но и экономической необходимостью и духовной потребностью. www.mainedu.ru
Функция первичной социализации детей и воспитательная. Родившийся ребенок несет в себе только задатки человека, он должен быть введен в общество, чтобы развиваться по "человеческой программе". Семья, по сравнению с другими социальными институтами, быстрее и эффективнее приобщает ребенка к социальной жизни. Она постоянно оказывает на всех своих членов психолого-педагогическое воздействие [4; 121 - 122]. В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки было выявлено ряд аспектов, позволяющий "нарисовать" наиболее полную картину межличностных отношений между детьми и родителями. Это:
реальное взаимодействие родителя с ребенком;
отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;
отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии;
Данное триединство находится под влиянием ряда фактов:
особенности личности родителей и форм их поведения;
психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования;
эмоционально-нравственная атмосфера в семье;
диапазон средств воспитательного воздействия;
степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи;
учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
В дальнейшем Н.Ю. Сигянином было произведено многолетние исследование, с помощью которого он выявил типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка в социуме [2; 199 - 200].
Группа семей: |
Под группа: |
Характеристика профиля родительского отношения |
Благоприятные |
Понимающие |
Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях. |
Покровительствующие |
Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной. | |
Безразличные |
Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежили о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе. | |
Неблагоприятные |
Подавляющие |
Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидный характер. |
Тревожные |
Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. | |
Отстраненные |
Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему. | |
Отвергающие |
Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны. |
Похожие статьи:
Социологическое исследование
Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и перекосы существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально- нравственной обстановке в нашем обществе.
Мной было проведено анкетирование ( прилож ...
Социальные проблемы работающих женщин
Объектом прогнозирования в официальной социально-экономической политике Правительства России является либо население в целом, либо группы, обычно формирующиеся по статусу получателей дохода: работающие (заработная плата); пенсионеры (пенс ...
Отслеживание эффективности работы тренинговой группы с подростками
Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием и могут быть классифицированы по различным основаниям. Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, их можно условно расположить в континууме от тр ...