SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Основные социальные функции семьи
Страница 1

Информация о социологии » Семья как объект социально-педагогической деятельности » Основные социальные функции семьи

Специфика семьи как социального института обусловлена выполнением ею ряда функций. Назовем основные:

Репродуктивная и генеративная функция заключается в рождении детей и продолжении человеческого рода, что является не только биологическим инстинктом, но и экономической необходимостью и духовной потребностью. www.mainedu.ru

Функция первичной социализации детей и воспитательная. Родившийся ребенок несет в себе только задатки человека, он должен быть введен в общество, чтобы развиваться по "человеческой программе". Семья, по сравнению с другими социальными институтами, быстрее и эффективнее приобщает ребенка к социальной жизни. Она постоянно оказывает на всех своих членов психолого-педагогическое воздействие [4; 121 - 122]. В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки было выявлено ряд аспектов, позволяющий "нарисовать" наиболее полную картину межличностных отношений между детьми и родителями. Это:

реальное взаимодействие родителя с ребенком;

отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;

отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии;

Данное триединство находится под влиянием ряда фактов:

особенности личности родителей и форм их поведения;

психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования;

эмоционально-нравственная атмосфера в семье;

диапазон средств воспитательного воздействия;

степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи;

учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

В дальнейшем Н.Ю. Сигянином было произведено многолетние исследование, с помощью которого он выявил типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка в социуме [2; 199 - 200].

Группа семей:

Под группа:

Характеристика профиля родительского отношения

Благоприятные

Понимающие

Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.

Покровительствующие

Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.

Безразличные

Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежили о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.

Неблагоприятные

Подавляющие

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидный характер.

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку.

Отстраненные

Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему.

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Особенности социальной мобильности в открытых и закрытых общностях
Перемещение индивидов в системе социальной стратификации с одного слоя на другой называется социальной мобильностью. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняютс ...

Теория систем Н.Луман
Одной из главных новаций Лумана следует назвать отход от автаркической трактовки общества (социальной системы), когда последняя включает в себя экономическую, социальную и другие системные образования в качестве составляющих общественное ...

Общая характеристика особенностей
На протяжении многих лет развития наций и принадлежности их к определенным географическим областям, у них сформировались определенные виды трудовой и хозяйственной деятельности, необходимые для жизни. Для того, чтобы более ясно представл ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru