Исторические аспекты развития института социальной защиты пожилых людей в
РоссииСтраница 5
Министерство социальной защиты к концу 1995 г. обладало самой разветвленной и разнопрофильной системой социальной помощи. Приведем лишь некоторые данные:
- учреждения социального обслуживания семьи (всех типов) – 991;
- учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов (всех типов) – 1029;
- отделения социальной помощи на дому – 9997;
- территориальные центры – 999;
- службы социальной срочной помощи – 1366.25.
Однако в регионах помимо данных направлений деятельности складывались и свои модели помощи и поддержки.
По данным ООН в 2005 году (при общей численности народа населения 8,5 млрд. чел.) 1,2 млрд. человек перешагнули шестидесятилетний рубеж. Средний возраст населения становится выше, а численность детей, подростков и молодых людей все сокращается. В нашей стране идет такой же процесс. Население России можно охарактеризовать как «зрелое». В настоящее время сохраняется высокая доля пожилого населения, а в будущем процесс старения в России усилится. У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте – в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 % пенсионеров по старости нуждаются в медико–социальной помощи. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное [69, с.82].
Главным источником доходов большинства пожилых людей остается пенсия. Поэтому по уровню материального положения значительную часть пожилых людей можно отнести к категории «традиционно бедных». Таким образом, основными проблемами пожилых граждан являются: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, но и во всем мире. На нужды социального обеспечения расходуется 13,5% национального дохода.
В настоящее время пожилые люди стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же [69, c.90].
Главное направление в работе с пожилыми людьми – это адресная социальная помощь, которая оказывается для преодоления или смягчения жизненных трудностей. Основные виды и формы адресно-социальной помощи:
1) денежная помощь
2) натуральное обеспечение (продукты питания, обувь, одежда);
3) гуманитарная помощь;
4) услуги и льготы;
5) правовая, психологическая, информационная и другая консультативная помощь.
Смысл социальной работы – социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъекта [50, c.266].
Надо не только давать пожилому человеку, но и помогать ему продолжать отдавать себя, чтобы он чувствовал определенную стабильность, ощущал оптимизм и надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается нужным.
Похожие статьи:
Социальная работа как практическая деятельность
Социальная работа
– это профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
В отличие от других форм ...
Ключевые категории сущности социальной работы
Определение сущности социальной работы связано со следующими ключевыми категориями: социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальное обеспечение. Значения этих терминов образуют содержательную характеристику со ...
Организация делопроизводства по обращениям граждан. Правила
организации приема и первичной обработки, порядок рассмотрения и принятия
решений по обращениям граждан
Организация делопроизводства по обращениям граждан должна обеспечивать выполнение следующих основных правил:
· регистрация всех поступающих обращений граждан;
· контроль за рассмотрением обращений и выполнением принятых по ним решений; ...