Роль и место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения.
Эволюция пенсионного обеспеченияСтраница 6
В период 1992-1994 гг. Президентом РФ был издан ряд указов, регулирующих данные вопросы.
Пенсионная система, сложившаяся в России на основе Закона 1990 г., к середине 90-х гг. исчерпала возможности своего развития и начала требовать перманентной "подгонки" к изменяющимся условиям экономической и социальной жизни. Эту цель преследовали многочисленные изменения и дополнения Закона 1990 г. в период 1991-2008 гг.
Законодательная база пенсионного обеспечения в 2007 г. насчитывала свыше 50 основных федеральных нормативных правовых актов. Подавляющее большинство пенсионеров (37,8 млн человек) обеспечивалось пенсиями в соответствии с Законом 1990 г. Кроме того, 1,8 млн человек (военнослужащие, государственные служащие, лица, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и некоторые другие категории пенсионеров) получали пенсию на основании других законодательных актов.
К сожалению, реалии экономической жизни страны оказались таковыми, что многое из того, что приближало нас к пенсионному страхованию, оказалось сведенным на нет и пенсионное обеспечение стало приобретать уравнительное лицо. В частности, серьезным недостатком сложившейся в 1993-1994 гг. системы пенсионного обеспечения в России был вопрос, связанный с максимальной пенсией, которая не могла быть выше, чем в три раза, минимальной пенсии, а для лиц, имевших неблагоприятные условия труда, — 3,5 ее размера. Минимальная пенсия была крайне низка — в конце 1996г. (без Компенсационной доплаты) она составляла 26% официального прожиточного минимума пенсионера.
С учетом всех надбавок и льгот максимальная пенсия без компенсационной выплаты превышала прожиточный минимум пенсионера лишь на 15% Дифференцированная компенсационная доплата к пенсии впервые введенная Указом Президента РФ в мае 1995 г., была наибольшая для тех, кто получал пенсию в минимальном размере, и наименьшая для тех, у кого пенсия была максимальной; подняла фактическую минимальную пенсию до 85% прожиточного минимума.
Это привело к фактическому нивелированию дифференциации трудовых пенсий последних лет назначений. Однако и реальное содержание пенсий продолжало устойчиво снижаться, реальные доходы пенсионеров продолжали падать, что подтверждало необходимость ускорения пенсионной реформы [25, c.90].
В 1995 г. постановлением Правительства РФ от 7 августа № 790 была утверждена Концепция реформы систем пенсионного обеспечения в РФ. Концепция предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, которая наиболее широко применяется в практике развитых зарубежных стран.
При этом в качестве базовой пенсии предлагалось принять уровень социальной пенсии. Предполагалось, что базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности и не могут выплачиваться работающим гражданам.
На переходном этапе базовая часть будет представлять часть трудовой пенсии. Второй уровень должна была занимать трудовая (страховая) пенсия, которая предполагает соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица.
Данное участие выражается в продолжительности страхования и величине взносов.
Трудовые пенсии должны предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным пенсионным страхованием.
'Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии.
В пенсионной системе РФ они рассматриваются как дополнительные к государственному.
В 1997г. Был принят Федеральный закон от 21июля № 113-ФЗ «0 порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который ввел новый порядок исчисления пенсии на основе расчета индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), который зависит: от величины стажа (выраженного в процентах к заработку), размера среднемесячного заработка пенсионера (на момент расчета или перерасчета) и размера среднемесячной заработной платы в стране за определенный период (за который исчисляется среднемесячный заработок пенсионера).
Данный Закон не отменял действие принятого ранее законодательства, в частности Закона 1990 г., а дополнял уже действующие нормы [25, c.86].
Вопросы, связанные с трудовым стажем, регулируются Законом 1990 г.; положения о страховом стаже содержатся в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", который создал основу новой инфраструктуры пенсионной системы, обеспечивший создание информационной базы об уплате страховых взносов по всем работающим.
Похожие статьи:
Порядок назначения государственной социальной
помощи и возможность отказа от неё.
Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина.
Государственная социальная помощь назначается на основании ...
Гендер и невербальные средства общения
Межличностное общение в значительной степени осуществляется через невербальные средства коммуникации, которые усиливают или ослабляют речевые воздействия, способствуют определению гендерной идентичности партнеров по общению. В невербально ...
Подворные переписи
В XVII в. в связи с развитием ремесел и торговли единицей налогового обложения становится хозяйство - «двор». И переписи превращаются в подворные. Число и масштабы переписей расширились настолько, что в Москве был образован Счетный приказ ...