SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Психолого-педагогические методы социальной работы
Страница 1

Информация о социологии » Методы теории социальной работы » Психолого-педагогические методы социальной работы

Социальную работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они связаны как с внешней стороной жизни индивида, а именно алкоголизм, бродяжничество, так и с внутренней, например комплекс неполноценности, агрессивность, эгоизм, лень. Поэтому можно выделить ряд методов психолого-педагогической деятельности. Методы психолого-педагогической коррекции и воспитания в своем многообразии могут ох­ватывать всю жизнь человека, они представляют собой на­учно-обоснованные способы психологически и педаго­гически целесообразного взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, психолого-педагогического воздействия на его сознание и поведе­ние, стимулирование его деятельности и самовоспита­ния. Метод воспитания должен быть психологически про­никающим, опирающимся на рациональную, эмоциональную, деятельностно-практическую сферу личности. Можно выде­лить три основные группы методов: www.easilyeducation.ru

· формирования сознания личности;

· стимулирования деятельности и поведения индивида;

· организации познавательной, практической деятельности и поведения.

Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов и личных убеждений, которы­ми человек руководствуется в своем поведении[4].

Существуют разные подходы к воспитанию и формиро­ванию сознания личности. Так, очень часто применяются методы активного воздействия, изме­нения сознания и поведения человека. В этом случае зада­чей воспитательной системы общества является формиро­вание «функционального» человека-исполнителя, адапти­рованного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих соци­альных ролей: гражданин, работник, семьянин, потреби­тель. Воспитание в этом случае должно быть строго на­правленным на управление и программирование созна­ния и поведения человека, т. е. воспитание понимается как «модификация» поведения, выработка «правильных» поведенческих навыков.

Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью подкрепителей: одобрения или порицания в разных формах. Правда, модификационная методика таит в себе некоторую опасность. В случае, когда модификационная методика используется для воздействия на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития, то использование данной методики крайне полезно. В случае, когда модификация поведения приводит к манипуляции лично­стью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адап­тации, не апеллируя к собственной воле и свободе челове­ка, то это носит антигуманный характер и может превратить человека в робот, неспособный самостоятельно мыслить и развиваться[5].

Крайним выражением активного воздействия является теория и практика социального вос­питания на основе психотропного воздействия на психику и сознание детей и взрослых для программирования их на социально одобряемое поведение. Такой подход к социаль­ной работе и социальному воспитанию, перевоспитанию яв­ляется антигуманным и недопустимым. Воспитание с по­мощью фармакологических препаратов или психотропных излучений противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Противоположная модель воспитания, в основе кото­рой лежит направление гуманистической психологии, базируется на уважении к личности челове­ка, будь это ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. В воспитании или в психо­терапии необходимо возбудить собственные силы челове­ка для решения его проблем, а ни в коем случае не задавать алгоритм, по которому человек будет бездумно действовать.

Гуманистическая терапия исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда социальный работник дает возможность ему выра­зить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.

Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто спо­собен выражать свои мысли и эмоции и делиться трудно­стями. Метод способствует росту уверенности в себе и спо­собности решать успешно свои проблемы. Он направлен на то, чтобы развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для восстановления со­ответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глу­бинным чувствам. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия или с людьми суицидального поведения. Они чаще подвластны стрессам и депрессиям, а также у них сильно занижена самооценка. Кроме того, они очень резко реагируют на любые конфликты с родителями, сверстниками. Таким группам лиц может оказаться полезной эмотивно-рациональная терапия[6].

Данный метод исходит из того, что расстройства поведения возникают из-за ирра­циональных «катастрофических» мыслей человека, кото­рые появляются в сложных ситуациях. Социальный работник должен вместе с па­циентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях. Выработка бо­лее объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых решений, к уменьшению тревоги и ошибок.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Интериоризация субъектом внешних социальных групповых регуляторов в процессе социализации
Для объяснения природы асоциального поведения несовершеннолетних чрезвычайно важным оказывается выяснить, каким образом происходит усвоение социального опыта, формирование внутренней системы регуляции поведения индивида, процесс интериори ...

Ведение делопроизводства по обращениям граждан на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения г. Полоцка»
Учреждение социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения г. Полоцка» (далее Учреждение) является государственным учреждением, деятельность которого направлена на организацию комплексного социального обслужива ...

Об опыте стран центральной и восточной Европы
В мире появился целый регион (27 стран с переходной экономикой), где положение женщин заметно ухудшалось в ходе трансформационных процессов. В сводном докладе о гуманитарном развитии Программы развития ООН (ПРООН) за 1999 г., обобщившем с ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru