Психолого-педагогические методы социальной работыСтраница 1
Социальную работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они связаны как с внешней стороной жизни индивида, а именно алкоголизм, бродяжничество, так и с внутренней, например комплекс неполноценности, агрессивность, эгоизм, лень. Поэтому можно выделить ряд методов психолого-педагогической деятельности. Методы психолого-педагогической коррекции и воспитания в своем многообразии могут охватывать всю жизнь человека, они представляют собой научно-обоснованные способы психологически и педагогически целесообразного взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, психолого-педагогического воздействия на его сознание и поведение, стимулирование его деятельности и самовоспитания. Метод воспитания должен быть психологически проникающим, опирающимся на рациональную, эмоциональную, деятельностно-практическую сферу личности. Можно выделить три основные группы методов: www.easilyeducation.ru
· формирования сознания личности;
· стимулирования деятельности и поведения индивида;
· организации познавательной, практической деятельности и поведения.
Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов и личных убеждений, которыми человек руководствуется в своем поведении[4].
Существуют разные подходы к воспитанию и формированию сознания личности. Так, очень часто применяются методы активного воздействия, изменения сознания и поведения человека. В этом случае задачей воспитательной системы общества является формирование «функционального» человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание в этом случае должно быть строго направленным на управление и программирование сознания и поведения человека, т. е. воспитание понимается как «модификация» поведения, выработка «правильных» поведенческих навыков.
Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью подкрепителей: одобрения или порицания в разных формах. Правда, модификационная методика таит в себе некоторую опасность. В случае, когда модификационная методика используется для воздействия на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития, то использование данной методики крайне полезно. В случае, когда модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе человека, то это носит антигуманный характер и может превратить человека в робот, неспособный самостоятельно мыслить и развиваться[5].
Крайним выражением активного воздействия является теория и практика социального воспитания на основе психотропного воздействия на психику и сознание детей и взрослых для программирования их на социально одобряемое поведение. Такой подход к социальной работе и социальному воспитанию, перевоспитанию является антигуманным и недопустимым. Воспитание с помощью фармакологических препаратов или психотропных излучений противоречит всем нравственным и юридическим нормам.
Противоположная модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, базируется на уважении к личности человека, будь это ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. В воспитании или в психотерапии необходимо возбудить собственные силы человека для решения его проблем, а ни в коем случае не задавать алгоритм, по которому человек будет бездумно действовать.
Гуманистическая терапия исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда социальный работник дает возможность ему выразить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.
Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто способен выражать свои мысли и эмоции и делиться трудностями. Метод способствует росту уверенности в себе и способности решать успешно свои проблемы. Он направлен на то, чтобы развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для восстановления соответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия или с людьми суицидального поведения. Они чаще подвластны стрессам и депрессиям, а также у них сильно занижена самооценка. Кроме того, они очень резко реагируют на любые конфликты с родителями, сверстниками. Таким группам лиц может оказаться полезной эмотивно-рациональная терапия[6].
Данный метод исходит из того, что расстройства поведения возникают из-за иррациональных «катастрофических» мыслей человека, которые появляются в сложных ситуациях. Социальный работник должен вместе с пациентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях. Выработка более объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых решений, к уменьшению тревоги и ошибок.
Похожие статьи:
Семья как понятие, и её основные характеристики
Семью можно рассматривать с разных позиций, но главным простым определяющим для нас является то, что сама семья выделилась как историческая определенная малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, ...
Эмпирическая интерпретация понятий
Социальная проблема –
противоречие, объективно возникающее в процессе жизнедеятельности общества.
Проблема
- объективно возникающий в ходе развития сознания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практичес ...
Социальный статус и социальная роль
Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевойтеории личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данног ...