Социальная работа в системе дисциплиныСтраница 1
В 1991 г. в Российской Федерации была введена принципиально новая для нашей страны профессия – социальный работник. Специалистов в этой области готовят на курсах, в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и вузах. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, неуклонно расширяется. Профильная направленность вуза предопределяет специализацию их выпускников. Ныне большая часть вузов готовит специалистов-организаторов социальной работы с населением, специалистов по работе с различными группами (безработными, молодежью, детьми, пожилыми и т.д.). Часть вузов готовит специалистов в области социально-медицинской помощи населению и по другим направлениям. В нашей стране уже начата подготовка социальных работников с медицинским профилем: бакалавры со специализацией «Социально-медицинские услуги населению». Примечательно, что эту профессию выбирают лица гуманного склада, чья сердобольность и чуткость необходимы для будущей работы. Они учатся, четко осознавая, что эта работа не сулит им сверхприбылей и богатства. Бакалавры социальной медицины будут оказывать социально-медицинскую помощь населению, т.е. они являются организаторами-консультантами, менеджерами социально-медицинской защиты пенсионеров, безработных, хронически больных людей, одиноких, многодетных, сирот, инвалидов, лиц, пристрастных к алкоголю и наркотикам, а также всех тех, кто попал в кризисную ситуацию экономического, социального или медицинского характера и чей доступ к медицине стал ограниченным.
Решением коллегии Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Министров РСФСР и Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы (от 13–05.91), введена организация подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РФ.
Цель подготовки социальных работников состоит в содействии развитию и повышению качества преподавания во всем мире, обучению и привитию навыков практической социальной работы, оказанию социальных услуг и разработке поли гики в области социального развития.
Социальная работа, возникнув как общественное явление превратившись затем в определенный социальный институт, становится объектом познания, проявляющегося на разных уровнях – от обыденного до научно-теоритического. В настоящее время наиболее отчетливо наблюдаются два основных аспекта в тенденции развития знаний (на разных уровнях их проявления) в области социальной работы. Первый связан с эмоционально-психологическим объяснением поведения индивида и групп, развитием прежде всего психодинамической модели практики социальной работы; второй – с ростом влияния социальной работы социологических теорий и развитием социолого-ориентированных моделей практики социальной работы.
К началу 90-х годов 20 века в научной литературе обозначилось несколько моделей теоретического обоснования социальной работы. Они отразили не только результаты научных поисков и исследований крупных ученых разных школ по проблемам социальной поддержки человека в современном обществе, но и его эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной деятельности.
Применяя на практике теории поведения и социальных систем, социальная работа проводится в той области, где люди взаимодействуют с окружающими их факторами. В социальной работе основополагающими принципами являются принципы прав человека и социальной справедливости (определение дано Международной федерацией социальных работников в июле 2000 г. в Монреале, Канада).
Стратегия же социальной работы заключается в изучении человека, его ценности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, её изменений под воздействием экономических, социально – психологических факторов. Формирование мира человека – сложный процесс познания, закрепления, творческого освоения мировоззренческих, идеологических, нравственных установок общества, процесс усвоения социальных качеств, знаний и умений, созданных обществом, на основе чего вырабатывается своё видение и оценка вещей [4, с. 89–90].
Похожие статьи:
Хитрая" семья
В ней прежде всего ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом, члены такой семьи порой легко ...
Социально-правовая защита как условие постинтернатной адаптации и
последствия содержания детей в сиротских учреждениях
Существенной государственной поддержкой для детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа в возрасте до 23 лет является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной под ...
Виды опроса
В социологии различают два типа анкетного опроса – сплошной и выборочный.
Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается всё население страны.
С начала XIX века в европейских странах периодически проводятся ...