SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты
 

Клиент как объект социальной работы

Информация о социологии » Сущность социальной работы, её объект и предмет » Клиент как объект социальной работы

Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих её практику. Среди других спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо называется «пациент», то есть тот, кто ищет помощи. Однако этот термин описывает лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. Он, конечно, потерпел ущерб, страдание, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральные ресурсы позволяют ему, он должен сам принимать участие в разрешении своей проблемы. Если индивид сохраняет хотя бы частичное самосознание, тогда он имеет право содействовать с социальным работником, быть активным агентом трансформации собственных жизненных обстоятельств. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым. Более точно его характеристики определяются уровнем организации работы.

Рассмотрение клиента социальной службы в качестве объекта познания со стороны социального работника предполагает специально организованное отражение в сознании специалиста ключевых характеристик жизненной ситуации индивида и его особенностей, оказывающих существенное влияние на процесс помогающего взаимодействия.

Осуществляя познавательную деятельность, специалист руководствуется рядом общих требований. Во-первых, познание клиента строится на основе теоретико-методологической концепции социальной работы, которой следует профессионал. Избранная концепция дает ответы на вопросы о причинах возникновения трудной жизненной ситуации, способах социальной защиты и помощи, определяет ключевые стороны изучения индивидов, семей, сообществ, испытывающих проблемы в процессе социального функционирования.

Во-вторых, социальный работник избирает адекватные методы диагностики. Диагностика, используемая в практической социальной работе, отличается от диагностики научного исследования своей главной функцией. В первом случае методы изучения призваны осветить параметры жизненной ситуации клиента, в то время как научное исследование направлено на определение существенных взаимосвязей между воздействием субъекта социальной работы и позитивной динамикой преодоления клиентом возникших проблем. В практике социальной работы, так же как и в научных исследованиях, используются опросные методы, наблюдение, изучение документов.

В-третьих, обобщение полученных данных нацелено на уточнение источника страданий клиента. При этом последовательно проверяется заявляемая индивидом проблема и ставится социальный диагноз. В социальном диагнозе очерчивается круг утраченных, сохранных и потенциальных внутренних ресурсов. Утраченными ресурсами следует считать те свойства, которые не могут быть достаточно быстро восстановлены. Сохранные ресурсы имеют существенное значение, так как опора на них позволит компенсировать частично утраченные. В качестве потенциальных ресурсов выступают те, которые могут быть развиты при соотносимых затратах клиента и социального работника.

Для оценки возможностей привлечения внешних официальных ресурсов социальный работник изучает нормативные документы (законы, постановления, положения и т.д.). Затем квалифицируется вид трудной жизненной ситуации, определяются объемы помощи и процедуры оформления статуса клиента. Существенным для социального работника является возможность использования ресурсов неофициальных – семьи, родственников, соседства, частных лиц.

Отдельное направление познания социальным работником клиента – это изучение особенностей индивида как участника помогающего взаимодействия. В этом смысле интерес представляет типология, включающая три группы клиентов: «агрессоры», «вежливые», «немые». Первые реализуют «атакующий» стиль (требуют, угрожают, активно проявляют недовольство), вторые осуществляют «благодарящую» манеру общения, третьи ведут себя сдержанно.


Похожие статьи:

Эмпирическая интерпретация понятий
Социальная проблема – противоречие, объективно возникающее в процессе жизнедеятельности общества. Проблема - объективно возникающий в ходе развития сознания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практичес ...

Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Основным федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и управление в области тру­да, занятости и социальной защиты населения, является Мини­стерство труда и социального развития Российской Федерации. Ми ...

Социальная политика в угольной промышленности России. Введение
Состояние социальных условий жизни шахтеров и их семей в угольных регионах находится на самом низком уровне по сравнению с другими отраслями и регионами страны. Главным образом это является следствием инвестиционной политики, сложившейся ...


Разное

  • Национализм в молодежной среде
  • Социология медицины
  • Социальная терапия
 

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.sociologydeep.ru