Управленческое общение как основа реализации гуманитарных технологий.
Функционально-ролевые аспекты управленияСтраница 1
Рассматривая управляемую организацию как коллектив, отметим, что деятельность ее осуществляется в служебном взаимодействии и общении работников, имеющем функционально-ролевой характер. Управленческие роли реализуются при двух условиях:[2]
1. При наличии определенных форм управленческого общения;
2. При управлении собой, собственной личностью.
Согласно теории Минцберга[3], имеется 10 управленческих ролей, выполняемых менеджерами ежедневно. Их можно объединить в три группы: межличностную, информационную и область принятия решений.
Межличностные роли описывают отношения, существующие между менеджером и его починенными, а также с другими людьми внутри организации и за ее пределами. Руководитель в данном случае выполняет, как минимум, три необходимых роли: глава, лидер, связующее звено.
Информационные роли. В функции руководителя входит сбор, распространение и передача информации. Существует три соответствующих этим функциям роли: получатель, распространитель, представитель.
Принятие решения. Минцберг считал принятие решения наиболее ответственной частью деятельности руководителя. Этой функции отвечают четыре роли: инициатор, устранитель проблем, распределитель ресурсов, ведущий переговоры.
В нынешней экономической ситуации, когда эффективный менеджмент только развивается, набирает силу; профессиональные управленцы только начали осознавать свои функции и самою суть управленческой деятельности, некоторые функции руководителя оцениваются как прерывание его основной работы, но на самом деле являются частью этой деятельности. Фролов С.С. отмечает: «Время, которое руководитель тратит, присутствуя на юбилее одного из работников, время, которое он проводит на собрании в качестве представителя организации, время, которое уходит на контакты с менеджерами как внутри, так и за пределами организации, - это время не потеряно для работы, это – часть самой работы. Во всех перечисленных ситуациях руководитель выполняет одну из своих ролей .».[4] Успешное выполнение организационной роли зависит не только от знания и осуществления предписанных функций, но и от социально-психологических навыков менеджера, важнейшими из которых являются умение слушать, умение убеждать, говорить (выступать перед людьми). Важным при взаимодействии с подчиненным является умение контролировать ситуацию, осуществляя свое влияние постадийно. (рис. 2)[5]
завоевать | ||||
воздействовать |
Достоверность, непоколебимость, доверительные отношения (как высшее достижение) | |||
убедить |
Активность, искусство убеждения, мотивирование | |||
заинтересовать |
Логика, аргументация, обоснования, деловитость | |||
Расположить к себе |
Представить выгодные стороны. Пробудить и углубить интерес, определить взаимную заинтересованность | |||
Контакт, внимание, симпатия, готовность к разговору |
Рис 2. Ступени влияния на людей
Обычно информация, исходящая от руководителя, воспринимается наиболее полно при установлении доверительных отношений с подчиненными. Это возможно при соблюдении менеджером следующих условий: открытая демонстрация своих намерений, проявление теплоты и доброжелательности в отношениях друг с другом, компетентность, убедительное изложение информации. Доверительность отношений ни в коем случае не вступает в противоречие с функционально-ролевым аспектом взаимодействия. Наиболее продуктивными являются отношения, сочетающие в себе искренность доверия с сохранением иерархических и функциональных аспектов ролей. Отношение доверия в целом к коллективу обычно предполагает опору руководителей на самоорганизацию коллектива.
Похожие статьи:
Основы технологии социального проектирования. Основания
выделения разновидности социальных проектов при выборе технологии их разработки
и реализации
В современной социологии описаны многие разновидности социального проектирования. Однако недостаточно изучены основания выделения разновидностей социальных проектов, технологий их разработки и реализации. В социологической литературе выде ...
Характеристика жизненного цикла проекта
Как было показано выше технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей (алгоритм).
Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Они выделяются по-разному (но исходя из общей задачи - устано ...
Роль и место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения.
Эволюция пенсионного обеспечения
В этой главе рассмотрим развитие пенсионного обеспечения в России и зарубежом, проанализируем проблемы государственного социального страхования, представим комплекс взглядов на пенсионную реформу в России с ее дальнейшем развитием.
Зарож ...