Социально-правовая защита как условие постинтернатной адаптации и
последствия содержания детей в сиротских учрежденияхСтраница 5
Дети выпускаются из учреждения либо по достижении 18 лет, либо по завершении образования - общего начального или общего среднего. Теоретически они также могут выбыть из учреждения при воссоединении с родителями, усыновлении или помещении под опеку. Кроме как из домов ребенка, это удается немногим, так как устройство в детское учреждение рассматривается как постоянная форма воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Лишь недавно идея изъятия детей из государственных детских учреждений и помещения их в условия, близкие к семейным, стала предметом обсуждения и начала применяться на практике [3 с. 12].
В России администрация государственного детского учреждения и социальный педагог оказывают помощь ребенку после того, как он покинет учреждение. Дети готовятся к выбытию в течение последнего года нахождения в учреждении и впоследствии получают следующие виды поддержки в своей независимой жизни: жилище; финансовое обеспечение; возможность получения последующего бесплатного образования и медицинского обслуживания; работу; психологическую и социальную помощь. (Положения содержатся в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 4 декабря 1996 г., поправка от 8 февраля 1998 г) [42 с. 30].
Выбывающий из учреждения ребенок по закону имеет гарантию получения муниципального жилья на приоритетной основе. Он имеет право на бесплатное продолжение образования и получение соответствующей стипендии, а также на медицинское обслуживание. Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощь в поиске работы, включая обучение и переподготовку. Большинство детей получают рабочие профессии с низкими профессиональными требованиями. Однако считается, что повышенные гарантии получения образования детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, стимулируют их желание продолжить образование. Кроме того, в регионах работодатели получают стимул к приему на работу молодых людей из детских учреждений, т.к. им предоставляются налоговые льготы. Тем не менее, устройство на работу молодых людей, выбывших из детских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой. Устройство на работу детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов в советское время решалось значительно проще: они направлялись на работу на государственные предприятия. Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способными позаботиться о себе. В реальности же они крайне ранимы и нуждаются в поддержке - нередко они возвращаются в свои учреждения в поисках крова и защиты. Для решения этой проблемы некоторые органы местного самоуправления и негосударственные организации начали реализацию программ оказания материального, психологического и социального содействия детям, выбывшим из детских учреждений.
Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на широкий круг программ защиты и поддержки, которые помогают им продолжать самостоятельную жизнь. Тем не менее, на практике дети, выбывшие из учреждений, сталкиваются со значительными трудностями при адаптации к самостоятельной жизни, во-первых, ввиду того, что жизнь в учреждении не готовит их к самостоятельности и, во-вторых, поскольку данные им права часто не реализуются [13 с. 92]
Например, наблюдается ряд проблем, связанных с предоставлением жилья. В большинстве случаев органы местного самоуправления не способны выполнить свои обязательства по предоставлению жилья ребенку, выбывшему из детского учреждения. В случаях, когда ребенок является владельцем жилья, защита прав его собственности нередко происходит в судебном порядке, и такие процессы иногда затягиваются на годы. Случается, что дети вынуждены делить квартиру с родителями, давно лишенными родительских прав, что создает значительные психологические проблемы. При этом ситуация в доме нередко бывает даже хуже, чем в момент помещения ребенка в учреждение для защиты его интересов. Порой дети многократно переходят от одного родственника или друга к другому. Некоторые из них остаются в учреждении или возвращаются в него, так как им просто больше некуда податься. Многие проживают в общежитиях в одной комнате с соседями. В отдельных случаях дети теряют свои квартиры, когда обманом или принуждением их вынуждают ее "продать" [17 с. 78].
Похожие статьи:
Эмпирическая интерпретация понятий
Социальная проблема –
противоречие, объективно возникающее в процессе жизнедеятельности общества.
Проблема
- объективно возникающий в ходе развития сознания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практичес ...
Подворные переписи
В XVII в. в связи с развитием ремесел и торговли единицей налогового обложения становится хозяйство - «двор». И переписи превращаются в подворные. Число и масштабы переписей расширились настолько, что в Москве был образован Счетный приказ ...
Особенности формирования личности человека. Сущность
понятия «личность» в социологии
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как си ...