Семья как социальный институт и объект социальной работыСтраница 1
Единственное, что представляет действительную ценность в этом мире – это семья. Только семья дает нам силы и уверенность в себе, помогает постигать уроки, которые преподносит нам жизнь, учит моральным ценностям. Становление будущей личности во многом зависит от того, в какой среде она воспитывается, какие окружают ее люди, какие между ними существуют отношения. Семья является миниатюрной моделью общества, где все роли распределены, и от мастерства исполнения каждой роли зависит дальнейшая жизнь маленького человека, постоянно наблюдающего за развитием «семейного сюжета».1
В основе семьи лежат функции защиты и удовлетворения потребностей, ведь изначально в понятие «семья» входили представления о питании или кормлении, утолении голода, а также обучение подрастающего поколения каким-либо необходимым жизненным навыкам. Семья является самой первой защитной средой новорожденного, благоприятным микроклиматом, в котором будет происходить рост и развитие ребенка. Однако она же может стать фактором жизненных кризисов, причиной лишений и ущемления маленького существа. Так, внутрисемейные конфликты, ссоры между родителями могут вызвать у детей болезненные психические реакции, провоцировать суицидные попытки и даже самоубийство. По-прежнему актуальна тема противостояния «отцов и детей», когда естественное разделение семьи на поколения может сопровождаться различными формами насилия.2
Одним из важных и ответственных направлений работы органов социальной защиты населения является работа с семьями. Семья – социальный институт, который закладывает основы будущего общества. И не всегда можно быть уверенным, что основы эти будут соответствовать ожиданиям общества, принимающего в свои ряды совершеннолетних граждан.
Сегодня трудно точно предсказать, каким станет тот или иной ребенок. Но вот то, что внесет он с собой в окружающий мир, какие мысли поступки, жизненные принципы вместе с ним «проникнут» в социум, можно вполне предвидеть, учитывая поведение родителей, наблюдая взаимоотношения в семье, анализируя те привычки и традиции, которые через несколько лет станут привычками самого ребенка.
Конечно, не нова мысль о том, что все достижения и все проблемы нашего будущего и настоящего происходят из семьи. Исправить то, что многие годы разрушалось и создавалось, трудно. Но попытаться не только можно – нужно. А мы, как социальные работники просто обязаны это сделать. Существует много различных мероприятий направленных на профилактику семейного неблагополучия, свое внимание я хочу остановить на одном из них. В Калининградском районе краснодарского края попробовали такую форму работы с семьей – «отправили» в школу самих родителей. Почему выбор пал именно на этот метод? Потому, что именно этот метод позволил сузить круг участников, оказать почти индивидуальную, очень конкретную помощь семье.
Создания системы «родительских школ». Мысль, может, и не совсем новая, но способ ее претворения в жизнь для Калининградского района стал нетрадиционным. Работа началась с опроса самих родителе при помощи анкетирования, затем проводили беседы с детьми. Причем задача при подготовке предварительного материала была одна: как можно шире охватить различные категории семей – и благополучные, и асоциальные, и многодетные, и неполные. Не было установлено никаких ограничений ни по демографическим, ни по социально-экономическим, ни по каким-либо другим признакам. Был проведен анализ проблем, с которыми родители чаще всего обращались в управления социальной защиты населения, образования, здравоохранения. Пообщались с работниками школ и детских садов - ведь родители детей младшего возраста не всегда могут скрыть внутреннюю проблему в семье, так как дети пока еще открыты и доверчивы. Откровенны и отзывчивы. Поработали над анкетами школьников старшего возраста, которые предлагали им работники больниц и специалисты по делам молодежи.
Работа заняла немало времени, но это не стало помехой. Наоборот: именно в этой предварительной подготовке и был весь смысл – чем шире будет охват, изучения различных семей, тем больше будет потом конкретной пользы. Кроме того, параллельно еще смотрели, будет ли смысл в такой работе? Нужна ли эта своеобразная помощь семьям, будет ли она востребована?
Похожие статьи:
Предыстория проблемы и причины возникновения беспризорности.
В истории человечества беспризорничество как особое социальное явление существует давно. Но в периоды политических, социально-экономических потрясений, войн, революций, национальных междоусобиц – число беспризорных детей значительно возра ...
Обобщение опыта работы «Комплексного центра социального обслуживания
населения» в Кичменгском Городке по социальной реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата. Общая характеристик
Муниципальное учреждение социальной защиты « Комплексный центр социального обслуживания населения « Кичменгско – Городецкого района Вологодской области осуществляет на территории Кичменгско – Городецкого муниципального района организацион ...
Порядок назначения государственной социальной
помощи и возможность отказа от неё.
Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина.
Государственная социальная помощь назначается на основании ...