Модели жизнеустройства детей социальных сиротСтраница 4
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитанием ребенка (детей).
На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правоотношения между ребенком и приемными родителями прекращаются по истечении срока действия договора о передаче ребенка в приемную семью.
И четвертая основная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей - помещение в специальное учреждение. Помещение ребенка в лечебное, воспитательное или иное учреждение представляет собой наименее соответствующую его интересам форму устройства. Возможно функционирование нескольких вариантов детских учреждений - в тех формах, которые предусмотрены действующим законодательством. Такими учреждениями могут быть, например: детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, а также временное помещение в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
При передаче ребенка на воспитание в детское учреждение не происходит помещения его в семью как коллектив совместно проживающих, ведущих общее хозяйство граждан. Понятно, что, находясь в детском учреждении, ребенок не только лишен возможности получить больше тепла и заботы, но и, что не менее важно, лишен возможности приобрести опыт семейного общения, проживания в кругу близких, обеспечения быта, заботы друг о друге.
Юридическая разница между двумя этими формами устройства детей заключается в том, что при опеке (попечительстве) обязанности по воспитанию и защите интересов ребенка возлагаются на физическое лицо, а при передаче в учреждение - на юридическое лицо (соответствующее учреждение). В последнем случае администрация учреждения обязана представлять интересы ребенка и исполнять функции его законного представителя.
И, наконец, необходимо обратить внимание на иные формы устройства детей, которые могут быть предусмотрены законодательством субъектов РФ. В законодательстве большинства субъектов РФ такие формы не предусмотрены. Однако республики Алтай, Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарский край, Красноярский край, Алтайский край, Воронежская, Владимирская, Калининградская и Тамбовская области в нормативных актах, посвященных регулированию семейных отношений и охране прав детей, употребляют термины "патронат", "патронатная семья", "патронажная семья", "семья патронатных воспитателей". Эти термины встречаются и в соответствующих актах органов местного самоуправления. Например, в решении Совета города Уфы от 20 апреля 2000 года наряду с передачей детей в приемные семьи предусматривается передача в семьи "патронатные", а в Постановлении мэра г. Омска от 16 августа 2000 года (ред. от 26.11.2001), решении Думы г. Ростова - на - Дону от 3 марта 2000 года, в распоряжении главы г. Оренбурга от 1 августа 2000 года организация "патронатных" семей была только запланирована на 2001 и последующие годы. Во многих субъектах РФ эти задачи уже реализованы. Так, в конце октября 2001 г. в Оренбургской области вступил в силу Закон "О патронатном воспитании", в Курганской области действует "Положение о патронате", в Новгородской области - "Положение о патронатной семье".
Похожие статьи:
Конфликтология Ральфа Дарендорфа
Ральф Дарендорф – известный немецкий социолог и идеолог либеральной ориентации. Основные работы: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Элементы теории социального конфликта», «Конфликт после класса», «Конфликт и свобод ...
Марксистская социология
Важный вклад в развитие мировой социологии внес К. Маркс (1818–1883). К. Маркс вместе с Ф. Энгельсом разработал теорию общественно-экономических формаций
на основе материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истор ...
Этапы развития социальной реабилитации
Понимание социальной реабилитации также прошло свой достаточно содержательный путь развития. Первоначально здесь преобладал чисто медицинский подход: Всемирная организация здравоохранения полагала, что сущность реабилитации заключается в ...