Виды и структура социологического знания
Социология развивается в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Фундаментальное направление
включает в себя научное осмысления общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человека, гносеологические вопросы социологии, проблемы построения социальных структур, математическое моделирование социальных процессов и т.д. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции.
К фундаментальному направлению в социологии принято относить макросоциологию и общесоциологическую теорию. Макросоциология
– область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных объектов (классов, наций, социальных институтов и т.д.), протекающих в них процессов и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные структуры. Общесоциологическая теория
- теоретические концепции, исследующие и объясняющие развитие общества в целом, его основных систем и структур в их взаимодействии.
Прикладное направление
включает в себя исследования, направленные на изучение и регулирование определенных социальных процессов (политических, демографических и т.д.) в конкретных областях общественной жизни с целью решения актуальных, практических задач. Прикладная социология опирается на точные, достоверные данные о различных социальных фактах. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне
социологического знания происходит сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп и личностных данных, производится их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. К эмпирическому уровню социологического знания относится микросоциология -
область социологического знания, ориентированная на изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением.
Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть связаны между собой. Теория без конкретных фактов бессодержательна, а голые факты не могут объяснить природу социальных явлений. В итоге, возникает противостояние фундаментальных и эмпирических исследований, что замедляет развитие науки.
Выход из этого положения был найден Р. Мертоном. Он предложил сформировать новый уровень социологического знания – теории среднего уровня
. Это теории, находящиеся между частными рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества. Эти теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т.п. В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются и собственные, специфические определения и понятия. Теории среднего уровня можно разделить на три группы: теории социальных институтов
, теории социальных общностей
, теории специализированных социальных процессов
. В каждой из групп содержится множество теорий среднего уровня. Узкоспециализированные теории среднего уровня разрабатывают собственный понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования, обобщают полученные данные и соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В дальнейшем их данные используются теоретиками, развивающими фундаментальный уровень социологического знания.
Похожие статьи:
Социальное обслуживание семьи
СО семьи - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ...
Виды технологий социального проектирования
При разработке и реализации социальных проектов могут быть использованы рутинные и инновационные социальные технологии.
Рутинные технологии характеризуются малой наукоемкостью, а инновационные технологии опираются на обстоятельные научны ...
Организационные методы занятий с инвалидами
При занятиях с инвалидами могут быть использованы следующие организационные .методы:
1.Индивидуальный, т. е. метод, определяющий возможность организации занятия тренером с одним спортсменом- инвалидом. В этом случае методика подбирается ...