Методы социологииСтраница 1
Метод
это способ, совокупность приемов изучения объекта, это технологический принцип изучения предмета. В социологии выделяют три группы методов.
1
. Общенаучные методы
, к которым можно отнести анализ и синтез, восхождение от частного к общему, статистический метод и т.д.
2. Общие подходы
. Н. Смелзер выделил пять основных подходов. Демографический
- используется при изучении деятельности людей, связанной с рождаемостью, смертностью, миграциями. Психологический- объясняет поведение людей с точки зрения его значимости для людей как личностей, используется для изучения социализации личности, девиантного поведения и т.п. Коллективистский
- применяется при исследовании групп, организаций, толпы, общественных движений и т.д. Интеракционистский
(интеракция – социальное взаимодействие) - рассматривает общественную жизнь людей как многообразие взаимодействий, обусловленных социальными ролями. Культурологический- применяется при анализе поведения на основе его соответствия таким элементам культуры, как законы, табу, обычаи, традиции.
Кроме подходов, выделенных Н. Смелзером, выделяют:
-системный
, рассматривающий общество, государство, образование как систему - совокупность взаимосвязанных частей;
-сравнительный
, изучающий поведение людей, конфликты, модернизацию в разных культурных контекстах;
-функциональный
, исследующий общество, его подсистемы на основании анализа функций каждого элемента;
-структурный
, изучающий социальные общности с позиций всестороннего исследования их структурных единиц (слоев, групп, личностей), социальных связей между ними и их динамики.
3. Методы конкретного социологического исследования
Важнейшим методом получения первичной информации является наблюдение
. Это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования. Наблюдение применяется тогда, когда информация, не может быть получена никакими иными способами, или при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, когда действия индивидов и групп приобретают «автоматизированный» характер, а также в экстремальных случаях - для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации.
Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей: как источник информации, как дополнительные сведения об изучаемом объекте, как средство проверки данных, полученных иными способами. Существует несколько типов наблюдения: нестандартизированное
, когда определен только объект наблюдения; стандартизированное
– заранее определены объект, предмет и цели наблюдения; невключенное
– исследователь находится вне изучаемого объекта; включенное
– исследователь включен в изучаемый социальный процесс; полевое
– проводится в реальной жизненной ситуации; -лабораторное
– осуществляется в искусственно созданных и контролируемых условиях; систематическое
– проводится в соответствии с определенным графиком (изучение динамики процессов); эпизодическое
и случайное
; одномоментное
– фиксация определенного явления или события, происходящего в определенном месте и времени; панельное
– длительное наблюдение за одним и тем же объектом; контролируемое
и неконтролируемое
.
Анализ документов
– это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач. Документомв социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов. Существуют два основных метода анализа документов - традиционный и формализованный или контент-анализ (анализ содержания).
Традиционный анализ
– совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого документа. Эффективность традиционного анализа зависит от: содержания и направленности документа; условий, целей и задач исследования; научной квалификации исследователя. Традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа. Контент-анализориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников. В процессе контент-анализа в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Единицы контент-анализа классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.
Похожие статьи:
Выводы и предложения
С учетом полученных результатов, полученных в результате проведенных исследований в целях обеспечения стабильной работы предприятий и компаний угольной отрасли, рекомендуется выполнить следующий комплекс неотложных мероприятий, призванных ...
Социология О. Конта
Французский ученый и философ, позитивист, энциклопедически образованный мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857) стал основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе. Именно он ввел в оборот само понятие «социология», о ...
Причины употребления наркотиков детьми и подростками
В современных исследованиях среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации именно несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные, психологические и биологические.
К социальным факторам относят особенности ...