Методы социологииСтраница 2
Эксперимент -
это метод исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.
Социологический эксперимент основывается на разработке гипотетической модели изучаемого явления или процесса. На основе использования данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая переменная. Это экспериментальный фактор
, действие которого подчинено управлению и контролю экспериментатора и который выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. Зависимые переменные
- это свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но независящие от экспериментатора. В качестве изучаемых в эксперименте зависимых переменных выделяются индивидуальные знания, навыки, групповые мнения, стереотипы поведения и т.д. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии бывают: полевые и лабораторные, линейные и параллельные. В полевом эксперименте
объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования, при этом членам группы может быть известно или нет о том, что они участвуют в эксперименте. В лабораторном эксперименте
экспериментальная ситуация и экспериментальные группы формируются искусственно. Линейный эксперимент
отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения нескольких характеристик). В параллельном эксперименте
одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная.
Опрос
– это метод сбора первичной социологической информации посредством письменного или устного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых связано с исследуемой социологом проблемы. Интересующая исследователя информация может быть получена с помощью очного или телефонного интервью, заполнения респондентом анкет-вопросников.
Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие отчеты. К фактам
относятся биографические сведения о респонденте. Знания –
суждения респондента об окружающем мире. Мнение
- суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные явления и события. Отношения
- сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты
– это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.
Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Анкетирование
– метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником информации, опосредуется анкетой. Анкета
– упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми
, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми
, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов. Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:
1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче;
2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации (вопросы должны быть понятны и не оскорбительны для респондента).
Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования. Интервьюирование- беседа по предварительно разработанному подробному плану, или на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. Различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное
- строго регламентированное общение интервьюера и респондента в соответствии с детально разработанным вопросником и инструкцией. Фокусированное- сбор мнений и оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов знакомят с предметом беседы. Вопросы подготовлены, но могут задаваться в любой последовательности и в любой формулировке. Свободное интервью
Похожие статьи:
Фридрих Людвиг Дюлон
Фридрих Людвиг Дюлон (14 августа1769, Ораниенбург — 7 июля1826, Вюрцбург) — немецкий флейтист и композитор.
Ослеп на первой неделе жизни из-за ошибки врача. Первые уроки игры на флейте получил у своего отца-флейтиста, позже учился у такж ...
Специфика проявления преступного поведения несовершеннолетних
В годы застоя правоохранительные органы, прежде всего милиция, убаюкивали общественность заверениями о неуклонном снижении преступности несовершеннолетних. За два последних десятилетия прошлого века молодежная преступность в стране выросл ...
Выводы
Изучение опыта решения проблемы подростковой наркомании в регионах России и проведенное исследование позволило нам сформулировать основные выводы:
1) профилактика наркомании среди подростков – эта работа всех тех, кто связан с подрастающ ...